Главная > Публикации > Реестр банковских гарантий – новый шаг в развитии банковских услуг в Республике Беларусь
07 апреля 2017г.

Реестр банковских гарантий – новый шаг в развитии банковских услуг в Республике Беларусь

C 10 апреля 2017 года Национальный банк Республики Беларусь начнет вести реестр банковских гарантий, выдаваемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь[1] (далее – Реестр).

Как отмечалось, введение Реестра в республике имело целью «совершенствование правил осуществления операций с банковскими гарантиями, а также усиление защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота», а также направлено на «организацию прозрачной и эффективной системы обеспечения подлинности намерений плательщика и (или) поставщика и подтверждение добросовестности банка, выдавшего гарантию». Действительно, после создания Реестра бенефициар получает дополнительный механизм защиты своих прав, поскольку наличие в Реестре информации о банковской гарантии будет служить дополнительным доказательством подлинности предоставленного ему документа. Кроме того, информация из Реестра может быть использована при оценке финансового состояния контрагента и факта осуществления им хозяйственной деятельности, поскольку информация из Реестра будет находится в открытом доступе на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь (www.nbrb.by), а с 1 января 2020 года также через общегосударственную информационную систему.

Согласно Указу №335 в Реестр подлежит включению следующая информация:

  • банке, выдавшем банковскую гарантию;
  • о принципале или иной инструктирующей стороне;
  • о бенефициаре, в пользу которого была выдана банковская гарантия;
  • о денежной сумме и валюте банковской гарантии;
  • о сроке действия банковской гарантии и ее статусе.

Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра банковских гарантий, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №12 от 11 января 2017 года (далее – Инструкция №12), данный перечень был дополнен также информацией о:

1. целевом назначении банковской гарантии (гарантия исполнения обязательств; гарантия гарантийного обслуживания; гарантия возврата авансовых платежей; гарантия на случай неплатежа; гарантия по оплате судебных расходов, прочие);

2. отраслевой принадлежности банковской гарантии, среди которых выделяют гарантии надлежащего исполнения

  • обязательств перед таможенными органами;
  • обязательств перед налоговыми органами;
  • обязательств по облигациям и другим ценным бумагам;
  • прочие гарантии.

3. форме банковской гарантии (бумажный носитель либо электронная форма);

4. дате вступления в силу банковской гарантии, дате внесения изменений и (или) дополнений в ее текст либо, если такие даты не могут быть названы – об обстоятельствах (событиях), при наступлении которых вступают в силу банковская гарантия, изменения и (или) дополнения в текст банковской гарантии и (или) прекращается обязательство гаранта по банковской гарантии.

При этом информация о прекращении действия банковской гарантии в связи с окончанием срока их действия в Реестр не предоставляется.

Как правило, внесение в Реестр информации о банковской гарантии осуществляется без согласия принципала, иной инструктирующей стороны или бенефициара, за исключением случаев, когда в качестве принципала, иной инструктирующей стороны либо бенефициара выступает физическое лицо. Данное исключение, по нашему мнению, призвано обеспечить защиту персональных данных физических лиц, заинтересованных в выдаче банковской гарантии. Последние вправе дать свое согласие на включение соответствующей информации в Реестр. Такое согласие может быть предоставлено в виде документа на бумажном носителе, электронного документа либо документа в электронном виде, выдаваемого посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания.

Согласие предоставляется при выдаче банковской гарантии либо в последующем по усмотрению физического лица – принципала, иной инструктирующей стороны либо бенефициара[8] и может быть в любой момент отозвано выдавшим его лицом.

В случае отзыва согласия информация подлежит исключению из Реестра.

Кроме гарантий, выданных по запросу либо в интересах физических лиц, в Реестр также не подлежит включению информация о банковских гарантиях, обеспечивающих обязательства, сведения о которых относятся к государственным секретам[9].

При этом следует отметить, что согласно Указу №335 предоставление банками информации о банковских гарантиях для включения ее в Реестр не является нарушением ими банковской тайны[10].

Ответственность за полноту и достоверность информации о банковской гарантии возложена на банк, ее направивший.

В случае обнаружения в Реестре отсутствующей либо неполной и (или) недостоверной информации о выданных банковских гарантиях, банк не позднее одного рабочего дня, следующего за датой обнаружения, должен уведомить об этом Национальный банк. При этом, если банком изначально была предоставлена полная и достоверная информация, которая, по каким-либо причинам неверно была отражена в Реестре, сведения о банковской гарантии (ее изменении или прекращении) повторно в Национальный банк не предоставляются. Если же при первоначальном предоставлении информации банк направил неполные и (или) недостоверные данные, он должен повторно предоставить соответствующие сведения за отчетную дату, содержащие полную и достоверную информацию.

Если неполнота либо недостоверность сведений в Реестре была обнаружена принципалом, иной инструктирующей стороной либо бенефициаром, последний вправе обратиться в банк, выдавший банковскую гарантию и направивший информацию о ней в Национальный банк с требованием о внесении изменений в информацию, содержащуюся в Реестре с приложением документов, подтверждающих обоснованность внесения таких изменений. Банк обязан в течение двух рабочих дней после получения такого обращения направить в Национальный банк для включения в Реестр полную и достоверную информацию о выданной банковской гарантии, внесении изменений и (или) дополнений в информацию о банковской гарантии, содержащейся в Реестре[14].

Информацию о банковских гарантиях, выданных до вступления в силу Указа №335 и действующих на дату его вступления в силу, банки обязаны направить в Национальный банк до 1 января 2018 года.

В этой связи бенефициарам, в пользу которых банковская гарантия была выдана до 10 апреля 2017 года, рекомендуется отслеживать внесение информации о такой гарантии в Реестр, и в случае ее невнесения до 1 января 2018 года по истечении указанного срока обратиться в банк, выдавший гарантию, с требованием о внесении соответствующей информации в Реестр.

Указ №335 не устанавливает правовых последствий непредставления банком информации о банковской гарантии для внесения в Реестр. Очевидно, что отсутствие информации о банковской гарантии в Реестре не должно влиять на ее юридическую силу, поскольку законодательство не содержит подобного основания для признания банковской гарантии недействительной.

Более того, контрагент не вправе отказаться принять банковскую гарантию (в частности, отказаться от заключения договора с победителем тендера либо договора на поставку товаров для государственных нужд), если информация о ней не была включена в Реестр в установленном законодательством порядке.

Если бенефициар в целях дополнительного обеспечения прозрачности сделки хочет убедиться, что сведения о предоставленной в его пользу банковской гарантии были внесены в Реестр, то единственный способ для него этого добиться – предусмотреть соответствующее требование в документах, опосредующих заключение сделки (например, в конкурсной документации либо в качестве обязательного условия для предоставления финансирования в договоре займа).

Более того, хотя формально Указ №335 (п. 5) и предусматривает ответственность банков за убытки, причиненные в связи с направлением неполной и (или) недостоверной информации о банковской гарантии, представляется, что на практике применение этой нормы может оказаться проблематичным. Сложности могут быть связаны с необходимостью подтвердить причинно-следственную связь между действиями банка и возникшими неблагоприятными последствиями, поскольку, как уже отмечалось, сам по себе факт наличия или отсутствия в Реестре информации о банковской гарантии не может быть основанием для отказа в заключении сделки, исполнение обязательств по которой призвана обеспечить такая гарантия.

В этой связи хотелось бы отметить, что в Российской Федерации, где реестр банковских гарантий создан только применительно к гарантиям, выдаваемым в обеспечение контрактов для государственных и муниципальных нужд, отсутствие предоставленной победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) банковской гарантии в Реестре банковских гарантий является основанием для отказа заказчика заключать контракт.

В то же время, полагаем, что к банкам, нарушившим обязанности по предоставлению информации о банковской гарантии для внесения ее в Реестр либо предоставившими неполную и (или) недостоверную информацию могут быть применены меры реагирования, предусмотренные статьей 134 Банковского кодекса Республики Беларусь.

 

Таким образом, формирование Реестра будет способствовать повышению доверия субъектов хозяйствования к такому способу обеспечения исполнения обязательств как гарантии, выдаваемые банками Республики Беларусь.

 

Автор статьи "Реестр банковских гарантий - новый шаг в развитии банковских услуг в Республике Беларусь" - Марина Хомич, юрист практики "Банки и финансы"