Главная > Публикации > Оборот криптовалют в Беларуси легализован.
13 марта 2018г.

Оборот криптовалют в Беларуси легализован.

Пока в  России только разрабатывается законопроект, который будет регулировать оборот криптовалют, 28 марта 2018 г. в Беларуси вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики». Его смело можно назвать революционным, так как многие нормы являются уникальными и на несколько шагов опережают даже самые развитые в правовом плане юрисдикции. Об этом уже написано довольно много, поэтому остановимся тезисно на наиболее важных моментах.

Юрист Александр Веремеев подготовил обзор Декрета 2.0 для специального выпуска журнала Legal Insight, посвященного возникновению новых юридических практик в сфере блокчейн, ICO и операций с криптовалютами.

 

Декрет совершенствует правовой режим Парка высоких технологий (далее – ПВТ) – белорусского аналога Силиконовой долины. Членами ПВТ являются 192 ИТ-компании, среди которых центры разработок таких известных компаний, как Wargaming, EPAM Systems, Viber и пр. Инициатива создания данного документа исходила от белорусского ИТ-сообщества, осознававшего проблемы, тормозившие развитие отрасли, и несовершенство белорусской юрисдикции в сравнении с рядом других.  А разработчиками проекта Декрета стали белорусские консалтинговые компании, среди которых «Алейников и Партнеры», «Бейкер Тилли Бел», «ВМП Власова, Михель и Партнеры»,. Предоставление льготных условий предусмотрено Декретом в основном для резидентов ПВТ, но в дальнейшем успешно зарекомендовавшие себя положения планируется распространить и на иные белорусские компании, а ПВТ в данном случае станет своеобразным полигоном для их апробации.

Изменения, внесенные Декретом в законодательство, условно можно разделить на два вида:

1) легализация деятельности на базе блокчейн.

Эти изменения, безусловно, стали основным инфоповодом. Теперь для белорусских компаний открывается возможность осуществлять майнинг, проводить ICO, создавать собственную криптобиржу, совершать сделки с использованием смарт-контрактов и т. п.;

2) устранение преград для развития современного ИТ-бизнеса.

Данные изменения направлены на расширение видов деятельности, осуществляемых резидентами ПВТ на льготных условиях, устранение излишнего налогообложения и документооборота, упрощение приема иностранных работников, другими словами – на то, чтобы для полноценного ведения ИТ-бизнеса не нужно было открывать компанию в иных юрисдикциях (в США или на Кипре).

Далее в статье изложены основные нововведения Декрета, который может сделать Беларусь одной из наиболее привлекательных стран для ведения ИТ-бизнеса в нашем регионе.

Легализация активностей на базе блокчейн

Декрет дает зеленый свет использованию в Беларуси результатов развития технологии блокчейн. Легальные определения получили все основные понятия из данной сферы. Например, под цифровым знаком (токеном) понимается сделанная в реестре блоков транзакций (блокчейне) либо в иной распределенной информационной системе запись, удостоверяющая наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) являющаяся криптовалютой.

Согласно определению, криптовалюта – частный случай воплощения токена. Определение криптовалюты в Декрете также выделяет в качестве ее признака использование в международном обороте в качестве универсального средства обмена. Примером криптовалюты обозначен биткойн.

Получил определение и майнинг. Под ним понимается отличная от создания собственных цифровых знаков (токенов) деятельность, направленная на обеспечение функционирования реестра блоков транзакций (блокчейна) посредством создания в нем новых блоков с информацией о совершенных операциях.

Компании получили право:

  • через резидента ПВТ проводить ICO, размещая собственные токены в Беларуси и на зарубежных площадках;
  • хранить токены в своих виртуальных кошельках;
  • через криптообменики и криптобиржи ПВТ покупать и продавать токены, а также совершать с ними иные сделки.

Для резидентов ПВТ открывается больше возможностей. Так, в дополнение к названным активностям они могут:

  • оказывать услуги по проведению и самостоятельно проводить ICO;
  • осуществлять деятельность криптобиржи и криптообменника;
  • заниматься майнингом (ввозить оборудование без пошлин и НДС);
  • осуществлять иную деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащую признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации (при этом на резидентов ПВТ не распространяются законодательство о ценных бумагах и секьюритизации, а также требования о лицензировании).

Составители Декрета не обошли стороной и физических лиц. Им предоставлено право:

  • владеть токенами и хранить их в своих виртуальных кошельках;
  • заниматься майнингом;
  • обменивать токены на иные, приобретать и продавать их за денежные средства, дарить и завещать.

При этом в Декрете прямо указано, что майнинг, осуществляемый физическими лицами без привлечения иных лиц, не является предпринимательской деятельностью, то есть не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Важно отметить, что на период до 1 января 2023 г. предоставлены существенные льготы по налогообложению операций с токенами:

  • резиденты ПВТ и физические лица полностью освобождены от налогообложения операций с токенами;
  • нерезиденты ПВТ обязаны уплачивать налоги только в случае получения прибыли при выходе в фиат, то есть при реализации имеющихся токенов в обмен на денежные средства;
  • денежные средства, собранные в результате ICO, не облагаются налогами.

Порядок бухгалтерского учета токенов и операций с их использованием до вступления Декрета в силу поручено разработать Министерству финансов Республики Беларусь.

Ряд экспертов отмечает, что новый Декрет способствует получению позитивного юридического и аудиторского заключения по ICO, проводимым в белорусской юрисдикции, что поможет привлечь к реализации проекта серьезных инвесторов.

Отметим, что в части бизнеса, основанного на технологии блокчейн, Декрет является единственным документом, регулирующим подобные активности в Беларуси, и представляет собой своеобразный прочный каркас, который может обрастать необходимой «подзаконкой».

Ожидается, что до вступления Декрета в силу ПВТ совместно с другими государственными органами конкретизирует правила игры, например в части требований, предъявляемых к бизнес-проектам тех, кто желает осуществлять подобные виды деятельности в качестве резидента ПВТ.

Устранение преград для развития современного ИТ-бизнеса

Расширение перечня видов деятельности.

Декрет продлил срок действия специального правового режима ПВТ до 2049 г. (ранее действовал до 2020 г.) и расширил перечень видов деятельности, которыми могут заниматься его резиденты. К классической разработке программного обеспечения и упомянутым блокчейн-направлениям добавляются маркетинг программного обеспечения, разработка систем для беспилотных авто, издание и продвижение программного обеспечения, нейронные сети, искусственный интеллект и интернет вещей, киберспорт, аутсорсинг бизнес-процессов (IT Enabled Services), авиационные и космические технологии, образование в сфере ИТ и многое другое. При этом право добавлять новые виды деятельности предоставлено ПВТ, что должно помочь оперативно реагировать на мировые тренды и изменять существующий перечень в упрощенном порядке (ранее его нужно было согласовывать с Президентом).

Основой вступления в ПВТ по-прежнему остается бизнес-проект, который заявитель должен сопроводить указанием планируемых к осуществлению видов деятельности, ожидаемых результатов и пр.

Сохранение и расширение налоговых льгот.

Сохраняются беспрецедентные для нашего региона налоговые льготы, среди которых освобождение от налога на прибыль и НДС, низкое налогообложение доходов работников, освобождение от офшорного сбора (например, если дивиденды выплачиваются участнику резидента ПВТ, являющемуся резидентом офшорной зоны). Иностранное технологичное оборудование может ввозиться без пошлин и обложения НДС. Вместо этого резиденты ПВТ должны лишь раз в квартал уплатить администрации ПВТ отчисление в размере 1% от полученной выручки.

Появляются новые налоговые льготы, среди которых следует отметить возможность безналоговой закупки на иностранных площадках рекламы, лицензий, облачных сервисов и других востребованных ИТ-бизнесом услуг (ранее надо было уплачивать НДС и налог на доходы иностранных организаций), что особенно актуально для развития продуктовой модели, в рамках которой основные затраты составляет размещение рекламы на иностранных площадках.

Доходы физических лиц и иностранных компаний от продажи долей в уставном фонде резидента ПВТ не подлежат налогообложению, если период владения ими составляет не менее 365 дней.

Отказ от оформления лишних бумаг.

Резиденты ПВТ получили возможность заключать сделки любым общепринятым в мировой практике способом: принятием оферты на сайте или прямо в приложении (Clickwrap), заключением соглашения по электронной почте, подписанием смарт-контракта. В связи с этим отпадает необходимость ставить «живую» подпись.

Отпала необходимость обязательно подписывать с каждым клиентом акты об оказанных услугах. Действительно, то обстоятельство, что разработчик программного продукта, у которого уже имеются десятки или сотни тысяч пользователей, должен был подписывать акты с каждым из них, скрепляя это живой подписью с двух сторон, вызывало недоумение. Теперь документы для бухгалтерского учета можно составлять самостоятельно либо использовать документ, исходящий от контрагента (Invoice и т. п.), в том числе составленный на английском языке. Например, для целей бухгалтерского учета можно будет выгружать информацию о продажах с Google Play, App Store, Google AdMob и других популярных платформ для монетизации.

Свобода внешнеэкономической деятельности

На резидентов ПВТ не распространяются ограничения по внешнеэкономическим операциям. Теперь не нужно представлять в банк документы по входящим деньгам, пояснять, для чего покупается иностранная валюта и куда в итоге уходит заграничный платеж.

Более того, резиденты ПВТ могут открывать и использовать счета в иностранных банках без разрешения Нацбанка, а также осуществлять валютные операции, в том числе делать вклад в уставный фонд и покупать долю в иностранной компании.

Современные правовые конструкции.

Сделки с долями, корпоративные соглашения между участниками резидентов ПВТ могут заключаться по иностранному праву, а споры по таким сделкам – рассматриваться в иностранных судах и арбитражах.

Предусматриваются новые для белорусского законодательства правовые конструкции: опционы, конвертируемый заем, безотзывная доверенность, соглашения о непереманивании (non-solicitation), об отказе от конкуренции (non-compete) и пр.

Все это облегчит привлечение иностранных инвестиций к реализации белорусских ИТ-проектов, позволит более эффективно защищать ноу-хау, а также мотивировать наиболее ценных сотрудников, например путем заключения опционного соглашения, по которому работник при достижении определенных экономических показателей получит право на долю в компании.

Упрощенный прием иностранцев

Иностранцам, заключающим трудовой договор с резидентом ПВТ, не нужно получать разрешение на работу в Беларуси, для них открывается возможность безвизового въезда. Максимальное время их пребывания в стране увеличено до 180 дней, упрощен порядок выдачи разрешения на временное проживание.

Право на ошибку.

Субсидиарная ответственность по долгам резидента ПВТ при банкротстве возникает только в том случае, если оно вызвано совершением преступления, то есть для того, чтобы отвечать по долгам компании, стартапер сначала должен быть привлечен к уголовной ответственности за преступление, в результате совершения которого его компания стала банкротом.

Таким образом, новый Декрет можно смело назвать революционным для развития белорусского ИТ-бизнеса. Многие его нормы являются уникальными и на несколько шагов опережают даже самые развитые в правовом плане юрисдикции. Раньше из-за несовершенства законодательства основой белорусского ИТ-бизнеса был банальный аутсорсинг, то есть продажа кода или человеко-часов программистов иностранному заказчику либо своей же аффилированной компании, занимающейся монетизацией разработанного продукта. Принятие Декрета решает все основные проблемы и исключает необходимость создания «карманной» компании в иной юрисдикции для полноценного ведения бизнеса.