Главная > Публикации > Согласования, уведомления и другие сложности при реорганизации
01 марта 2018г.

Согласования, уведомления и другие сложности при реорганизации

В последнее время субъекты хозяйствования все чаще прибегают к реорганизации в различных формах. Наиболее распространенные цели у добросовестных лиц - разделить бизнес, привлечь инвесторов, оптимизировать налогообложение и расходы, распределить риски. Рассмотрим, с какими проблемными вопросами сталкиваются юридические лица при реорганизации.

Получение согласия антимонопольного органа

В некоторых случаях для реорганизации нужно получить согласие антимонопольного органа. Субъекты хозяйствования не всегда соблюдают это требование.

Согласие антимонопольного органа получается до реорганизации, но после принятия решения уполномоченными органами реорганизуемых юридических лиц.

Так, для некоторых форм реорганизации закон прямо предусматривает необходимость получить согласие антимонопольного органа. Например, антимонопольному контролю подлежит реорганизация в форме присоединения или слияния, если балансовая стоимость активов и (или) выручка одного из реорганизуемых юридических лиц превышает установленные пороговые значения. Согласие потребуется и в случае, если одно из реорганизуемых в форме слияния (присоединения) лиц включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или в Государственный реестр субъектов естественных монополий.

В последнее время для структурирования сделок и разделения бизнеса нередко используется реорганизация в форме выделения. Она также при определенных условиях может подлежать антимонопольному контролю. В частности, осуществляется контроль за созданием коммерческой организации, которая на основании разделительного баланса приобретает акции (доли в уставном фонде) другой коммерческой организации и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусматривается антимонопольный контроль. Хозяйственное общество создается путем учреждения или реорганизации юридических лиц. Следовательно, если коммерческая организация создается в результате выделения на вышеуказанных условиях, реорганизацию нужно согласовать с антимонопольным органом.

Какие трудности могут возникнуть у субъектов хозяйствования на этапе подачи документов в антимонопольный орган? Проблематично определить товарные рынки и рассчитать долю реорганизуемых субъектов на рынке. Есть сложности с порядком определения лиц, которые входят с реорганизуемыми субъектами в одну группу лиц. Источник проблемы - отсутствие детального правового регулирования данных вопросов.

На практике в качестве основы для расчета доли на товарном рынке и для определения границ рынка используются статистические данные, полученные от уполномоченных организаций. Учитываются и сведения самого субъекта хозяйствования об объемах реализации продукции (услуг), экспорта продукции. Все эти данные, а также описание, каким образом рассчитывалась доля, необходимо представить в антимонопольный орган.

Кроме того, для расчета можно использовать Методические рекомендации МАРТ от 13 февраля 2017 г. N 19 "О проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь" и Инструкцию о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Возможна ситуация, когда согласия антимонопольного органа на реорганизацию нет, однако действия, требующие согласия, хозяйствующий субъект фактически совершил. Если это привело к возникновению или усилению его доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции, у суда есть основания признать такие действия недействительными по иску антимонопольного органа.

Кроме того, непредставление в антимонопольный орган информации, необходимой для контроля, может стать основанием для административной ответственности в виде штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Формирование уставного фонда

В Законе "О хозяйственных обществах" и ГК отсутствуют нормы, детально регулирующие порядок формирования уставного фонда юридического лица в случае реорганизации. Это порождает ряд вопросов.

Как правило, данные нюансы определяют уполномоченные органы юридического лица в решениях о реорганизации и (или) договорах о слиянии (присоединении) в зависимости от формы реорганизации. При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона "О хозяйственных обществах" имущество вновь возникающих в результате реорганизации хозяйственных обществ формируется за счет имущества юридических лиц, участвовавших в реорганизации.

При реорганизации в форме преобразования обычно вопросов не возникает. Уставный фонд создается за счет переходящего в порядке правопреемства уставного фонда преобразуемого юридического лица.

В случае реорганизации в форме присоединения и выделения уставный фонд соответственно увеличивается и уменьшается на определенную сумму.

Обратим внимание, что в отличие от ООО и унитарных предприятий в отношении акционерных обществ имеется отдельное правовое регулирование порядка формирования их уставного фонда в результате реорганизации. Так, Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина от 31 августа 2016 г. N 78 (Инструкция) определяет следующее:

  • при создании акционерного общества в результате слияния, разделения, выделения, преобразования акции эмитируются в размере оплаченного уставного фонда за счет имущества (собственных средств) юридических лиц, участвовавших в реорганизации, в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом (в зависимости от формы реорганизации);
  • акционерное общество, к которому присоединяется другое юридическое лицо, осуществляет эмиссию акций дополнительного выпуска в размере оплаченного уставного фонда за счет имущества (собственных средств) присоединяемого лица в соответствии с передаточным актом;
  • количество эмитируемых акций и их номинальная стоимость, порядок распределения акций среди учредителей акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации, либо участников присоединяемого юридического лица определяются договором о слиянии (о присоединении) либо решением о реорганизации (при разделении, выделении, преобразовании). При этом акции, эмитированные акционерным обществом, созданным в результате слияния, разделения, выделения, преобразования, распределяются среди учредителей (участников) созданного юридического лица. Акции, эмитированные акционерным обществом, к которому присоединилось другое юридическое лицо, распределяются среди участников присоединяемого юридического лица;
  • часть выпуска акций реорганизуемого в форме выделения акционерного общества, соответствующая размеру уменьшения его уставного фонда, аннулируется. Уставный фонд уменьшается на сумму номинальной стоимости акций, поступивших по разделительному балансу в распоряжение акционерного общества, из которого осуществлено выделение юридического лица (юридических лиц).

При реорганизации акционерных обществ в любой форме следует обращать внимание на размер чистых активов реорганизуемых юридических лиц, а также юридических лиц, присоединяемых к акционерному обществу. Если чистые активы меньше размера уставного фонда акционерного общества или составляют отрицательную величину, существует риск отказа в госрегистрации акций (в том числе дополнительного выпуска акций при реорганизации в форме присоединения).

Нормы Инструкции применяются только к акционерным обществам, но их можно использовать в качестве основы при формировании уставного фонда общества с ограниченной ответственностью в случае его реорганизации.

Уставный фонд юридических лиц, созданных в результате реорганизации, объявляется в белорусских рублях. Если уставный фонд реорганизуемых юридических лиц был ранее объявлен только в долларах США, при изменении его размера в связи с реорганизацией уставный фонд подлежит пересчету в белорусских рублях.

Уведомление кредиторов

Юридическое лицо обязано письменно уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации. В случае реорганизации хозяйственного общества срок уведомления составляет 30 дней с даты принятия решения.

Уведомление следует направить до истечения указанного срока и до госрегистрации реорганизации. Судебная практика идет по пути признания ее недействительной, если юридическое лицо уведомило кредиторов уже после регистрации.

Если в результате реорганизации уменьшается размер уставного фонда юридического лица, кредиторов также требуется уведомить заранее.

Рекомендуем в случае реорганизации проанализировать, содержат ли действующие договоры особые договорные условия о сроках уведомления, последствиях реорганизации, отличные от общих норм законодательства, гарантирующих права кредиторов.

Передаточный акти разделительный баланс

При реорганизации юридического лица необходимо составить передаточный акт или разделительный баланс по результатам инвентаризации. Данные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам этого лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Иные вопросы, связанные с составлением передаточного акта (разделительного баланса), законодательство не регулирует. Основные практические рекомендации:

  • при таких формах реорганизации, как выделение и разделение, четко разделять между реорганизуемыми (создаваемыми) юридическими лицами активы, права и обязательства; определять порядок разделения прав и обязательств после даты утверждения разделительного баланса до даты госрегистрации реорганизации; учитывать случаи выбытия активов, прекращения некоторых обязательств, поскольку состав имущества и обязательств может измениться;
  • корректно и четко отражать суммы передаваемого (формируемого) уставного фонда;
  • если в результате реорганизации к правопреемнику будет переходить недвижимое имущество, указывать его детальный перечень, т.к. для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество потребуется представить передаточный акт (разделительный баланс).

Законодательство не устанавливает порядка подписания передаточного акта и разделительного баланса. Полагаем, что при преобразовании юридического лица передаточный акт может подписать руководитель. При иных формах реорганизации - руководители (иные уполномоченные лица) юридических лиц, участвующих в реорганизации. Следует иметь в виду, что передаточный акт и разделительный баланс должны утвердить уполномоченные органы юридических лиц, участвующих в реорганизации.

 

Автор статьи "Согласования, уведомления и другие сложности при реорганизации" - адвокат Наталья Талай будет рада ответить на Ваши вопросы.