Главная > Публикации > Контроль за информационно-рекламными публикациями
23 июля 2015г.

Контроль за информационно-рекламными публикациями

На практике иногда встречаются ситуации, когда налоговые органы предпринимают меры для исключения из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы по изготовлению и размещению информационно-рекламных статей в средствах массовой информации лишь по той причине, что в размещенной рекламе не указывается учетный номер плательщика (далее – УНП) рекламодателя.

 

Имеют ли налоговые органы полномочия на государственное регулирование в области рекламы?

В силу ст. 5 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-З «О рекламе» к органам, осуществляющим государственное регулирование в области рекламы, относится Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы. Иные органы имеют соответствующие полномочия в пределах компетенции.

Основные права налоговых органов закрепляет ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь. Задачи, функции и права органа, возглавляющего систему налоговых органов, определяет Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592. Указанные нормативные правовые акты не предоставляют налоговым органам каких-либо властных полномочий в отношении рекламы.

Таким образом, на наш взгляд, налоговые органы не имеют полномочий по осуществлению государственного регулирования в области рекламы.

 

Вправе ли налоговые органы самостоятельно принять решение о признании рекламы ненадлежащей при отсутствии такого решения Министерства торговли Республики Беларусь или местного исполнительного и распорядительного органа?

Ненадлежащей признается любая реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допускаются нарушения законодательства. Принимать решение о признании рекламы ненадлежащей и выносить предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе вправе Министерство торговли Республики Беларусь или местный исполнительный и распорядительный орган.

За нарушение законодательства о рекламе часть 1 ст. 12.15 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (для юридического лица). Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица областных и Минского городского исполнительных комитетов, органов Министерства торговли Республики Беларусь.

Из указанного следует, что налоговым органам законодательство не предоставило права самостоятельно фиксировать нарушение требований законодательства о рекламе или принимать решение о признании рекламы ненадлежащей.

 

Может ли налоговый орган признать не имеющим юридической силы надлежащеоформленный первичный учетный документ (акт сдачи-приемки), подтверждающий факт выполнения работ и оказания рекламных услуг по изготовлению и размещению рекламной продукции, по причине отсутствия УНП в тексте рекламной статьи, размещенной в средствах массовой информации?

Для ответа на данный вопрос следует определить правовую природу каждого из указанных элементов: акта сдачи-приемки выполненных работ или оказанных рекламных услуг, и рекламной статьи.

Рекламная статья включает элементы информационных и рекламных материалов. Следовательно, она должна соответствовать требованиям белорусского законодательства о рекламе и средствах массовой информации. Так, согласно п. 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-З «О рекламе» реклама, которая содержит информацию о реализации товара и связана с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя и его УНП.

Несмотря на то что требование о необходимости указания УНП, наряду с наименованием юридического лица, на наш взгляд, сегодня не актуально (на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в открытом доступе размещаются сведения о наименовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их статусе, УНП и иная информация) и любое заинтересованное лицо может получить сведения об УНП рекламодателя, зная лишь его наименование, в случае отсутствия УНП в рекламной статье рекламодатель или рекламораспространитель могут получить предписание об устранении выявленного нарушения на основании ст. 30 вышеуказанного Закона. Кроме того, возможно привлечение к административной ответственности. При этом соответствующие властные полномочия имеют только органы Министерства торговли Республики Беларусь, исполнительные и распорядительные органы. Иных негативных последствий нарушения законодательства о рекламе не предусматривается.

Акт сдачи-приемки выполненных работ или оказанных рекламных услуг – первичный учетный документ, который оформляется исходя из требований ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», закрепляющей в том числе обязательный минимальный объем сведений.

На основании первичных учетных документов хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета. Также первичные учетные документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции для целей налогообложения.

Согласно подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» контролирующий орган может признать первичный учетный документ не имеющим юридической силы по результатам проверки, проведенной в пределах компетенции, в случае наличия доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

На практике контролирующие органы на основании указанной нормы принимают решение об отсутствии юридической силы первичного учетного документа при наличии ошибок в его оформлении. Данный подход, на наш взгляд, довольно спорный, поскольку неверное оформление первичного учетного документа и доказательство несовершения хозяйственной операции далеко не тождественные понятия.

Вправе ли налоговый орган признать не имеющим юридической силы акт, подтверждающий факт выполнения работ (услуг) по подготовке и размещению рекламной статьи, даже если статья нарушает требования законодательства о рекламе? На наш взгляд, такую возможность законодательство не предусматривает.

Сам по себе факт нарушения законодательства о рекламе (отсутствие информации об УНП в рекламной статье) не опровергает факта совершения отраженной в акте хозяйственной операции (выполнение работ или оказание услуг). Безусловно, данный вывод мы делаем с оговоркой, что, во-первых, стороны оформили акт надлежащим образом, а во-вторых, налоговые органы не располагают иными доказательствами, опровергающими факт совершения отраженной в акте хозяйственной операции.

 

Правомерными ли будут в изложенной ситуации действия налогового органа, направленные на исключение из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов по размещению информационно-рекламных статей в средствах массовой информации, по причине отсутствия указания в статье (в разделе контактной информации) УНП рекламодателя?

Информационно-рекламная статья соответствует признакам рекламы. Следовательно, расходы на ее размещение в средствах массовой информации –  это расходы на рекламу.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются затратами, связанными с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, и включаются в состав расходов на реализацию. При налогообложении прибыли расходы на рекламу учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) и определяются на основании документов бухгалтерского учета согласно п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, и ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, первичные учетные документы содержат сведения, которые служат исходными данными для ведения бухгалтерского учета и расчета налогооблагаемой прибыли.

Подпункт 1.11 п. 1 Указа № 488 предусматривает порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами. В частности, в этом случае стоимость приобретения товаров (работ, услуг) не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Исключение из состава затрат расходов по размещению информационно-рекламных статей в средствах массовой информации правомерно, только если акт сдачи-приемки оказания услуг и выполнения работ действительно не имеет юридической силы. Еще раз отметим: отсутствие информации об УНП в рекламной статье не опровергает факта совершения отраженной в акте хозяйственной операции (работы или услуги по подготовке и размещению статьи), а значит, акт нельзя признать не имеющим юридической силы лишь по этому основанию. 

 

© АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры"

 

Статья подготовлена спецально для журнала "Промышленно-торговое право" руководителем практики "Реклама"  АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры" Екатериной Забелло  и помощником адвоката Ольгой Здобновой.

Екатерина Забелло, руководитель практики Реклама АБ     Ольга Здобнова - практика

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с регулированием в области рекламы

По всем вопросам обращайтесь к партнеру Екатерине Забелло (ekaterina.zabello@vmp.by