Главная > Публикации > Медиация как инструмент разрешения конфликтов в Республике Беларусь
21 сентября 2017г.

Медиация как инструмент разрешения конфликтов в Республике Беларусь

Несмотря на тот факт, что Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее - Закон о медиации) вступил в силу с 24 января 2014 г.[1], до сих пор население и бизнес-сообщество не имеют четкого представления о том, что такое медиация, в каких ситуациях можно воспользоваться медиацией и какие преимущества можно получить, используя медиацию при разрешении конфликтов.

В представленном материале читатели смогут найти ответы на вопросы, которые помогут им понять возможности медиации как одного из способов разрешения конфликтных ситуаций.

Что такое медиация

Медиация – это способ разрешения конфликтов (споров), проходящий в форме переговоров между конфликтующими сторонами при участии посредника-медиатора. Медиация предоставляет возможность сторонам в процессе переговоров найти решение, которое бы отвечало их интересам.

Медиация прагматичная процедура, ее целью является поиск и согласование вариантов решений, разрешающих конфликт. В достижении указанной цели сторонам помогает медиатор, человек, имеющий специальную подготовку, позволяющую ему вести переговоры между конфликтующими сторонами. Главная функция медиатора заключается в создании благоприятной обстановки для взаимодействия сторон в поиске взаимовыгодных договоренностей, способных разрешить конфликтную ситуацию. Как правило, медиатор не принимает решения и не дает сторонам советов.

В медиации, в отличие от суда, обсуждаются не правовые позиции сторон, а варианты разрешения конфликтной ситуации, соответствующие интересам каждой из сторон, т.е. в центре медиации находятся люди и их интересы.

История медиации насчитывает немногим больше 50 лет. За это время медиация получила распространение во всем мире и по популярности среди альтернативных способов разрешения конфликтов, отодвинув арбитраж, вышла на первое место. Законы о медиации приняты всеми странами, входящими в Европейское содружество. Лидерами по применению медиации являются США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Китай, Нидерланды, Германия, Италия и другие страны. В ряде стран постсоветского пространства также приняты законы о медиации – в России, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Беларуси. В этих странах медиация находится на этапе становления и признания.

Медиация в Беларуси

Первые знания о медиации в Беларусь пришли в 2007 г. Германский правовой Фонд совместно с Верховным судом и Высшим Хозяйственным Судом реализовали проект, направленный на распространение и развитие медиации в Беларуси. Первым опытом применения медиации в Беларуси стал Пилотный проект, который прошел с марта 2011 г. по июнь 2012 г. в системе хозяйственных судов. В ходе данного проекта было проведено 116 медиаций по различным видам споров, медиативные соглашения были заключены более чем в половине случаев. Одним из важнейших итогов проекта стал высокий показатель добровольного исполнения медиативных соглашений – 92 %.

Позитивные итоги проекта показали целесообразность законодательного закрепления медиации в Беларуси, и в результате в 2013 г. был принят Закон о медиации, который вступил в силу в 2014 г. Одновременно с Законом о медиации вступили в силу изменения и дополнения в Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы Республики Беларусь,приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь, а также ряд подзаконных актов Министерства юстиции Республики Беларусь (далее - Министерство юстиции). Тем самым был создан самостоятельный правовой институт, легализовавший медиацию как способ разрешения конфликтов.

Министерство юстиции было определено государственным органом, регулирующим медиацию и деятельность медиаторов. При Министерстве юстиции создана Квалификационная комиссия по вопросам медиации, в компетенцию которой входит принятие решений о выдаче свидетельства медиатора[2]. Министерством юстиции ведется Реестр медиаторов, а также Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиаций.

В Республике Беларусь Законом о медиации закреплена распространенная в Европе и на постсоветском пространстве классическая (фасилитативная) модель медиации, основанная на принципах добровольности обращения сторон к медиации, нейтральности медиатора и конфиденциальности переговоров. Исходя из норм пункта 2 статьи 13 Закона о медиации медиатор является нейтральным лицом, он управляет и контролирует процесс переговоров, концентрирует стороны на поиске решения проблем, но не вправе давать оценку позициям сторон или каким-либо иным образом влиять на принятие сторонами решения.

Закон о медиации и процессуальное законодательство исходят из принципа добровольности сторон в обращении к медиации - суд имеет право только рекомендовать сторонам обратиться к медиации. Вся информация, относящаяся к медиации, если участники не договорятся об ином, является конфиденциальной (ст. 16 Закона о медиации). Участники медиации не вправе ссылаться в судебном или третейском разбирательстве на информацию, полученную в ходе медиации, и не могут привлекаться для дачи свидетельских показаний в отношении фактов, ставших им известных в медиации (п. 2 ст. 92 Гражданского процессуальном кодекса Республике Беларусь (далее - ГПК), ч. 7 ст. 72 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее -ХПК).

Процедура медиации является неформальным и гибким способом разрешения спора. В отличие от суда, стороны в медиации не ждут назначения судебного заседания, их не беспокоят такие вопросы как правовая позиция, срок судебного разбирательства или исполнение судебного решения. Место, время, срок и правила проведения процедуры медиации определяют стороны в соглашении о применении медиации[3]. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о медиации срок проведения медиации не может превышать шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации.

Законом о медиации предусмотрено применение медиации по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, как вне суда, так и в процессе судебного разбирательства (ст. 2 Закона о медиации).

Как воспользоваться медиацией

Воспользоваться медиацией в Республике Беларусь достаточно просто. Самое главное – это обоюдное желание сторон разрешить возникший спор путем переговоров, в медиации. Причем обратиться к переговорам можно как до обращения, так и после обращения в суд. Чтобы найти медиатора, устраивающего обе стороны, стороны могут обратиться к Реестру Министерства юстиции, либо в специальный реестр медиаторов Беларуси. Наиболее распространенный способ поиска медиатора, это обращение в специализированные организации, занимающиеся проведением медиации. Здесь специалисты предоставят первичные консультации и помогут выбрать медиатора соответствующей квалификации.

Для того чтобы стороны приняли осознанное решение об участии в медиации, может быть проведена бесплатная информационная встреча сторон с выбранным медиатором. Если все участники встречи согласны на проведение переговоров, то подписывается соглашение о применении медиации, в котором помимо указанных выше вопросов определяется размер вознаграждения медиатора. При успешно проведенных переговорах, а это значит, что стороны достигли взаимовыгодных договоренностей, подписывается медиативное соглашение[4] (ст. 15 Закона о медиации).

Конфликтующие стороны также могут принять решение о применении процедуры медиации и в случае, когда спор уже находится на рассмотрении суда. По причине существования до 2014 г. в Беларуси двух самостоятельных судебных систем, произошло закрепление двух разных моделей применения медиации в суде. Порядок применения медиации по спорам, находящимся на рассмотрении общих судов, закреплен в ГПК, а находящимся на рассмотрении экономических судов – в ХПК.

ГПК предусматривает возможность обращения сторон к медиации на любой стадии процесса при условии заключения ими соглашения о применении медиации и предоставления его суду (п. 3 ст. 262 ГПК, п. 4-1 ч. 1 ст. 160 ГПК). В случае перехода сторон в процедуру медиации суд обязан приостановить производство по делу (п. 4-1 ч. 1 ст. 160 ГПК). При достижении согласия стороны подписывают медиативное соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона о медиации). Затем суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, которое закрепляет договоренности, достигнутые в медиативном соглашении. В этом случае истцу возвращается 50 % оплаченной государственной пошлины (подп. 2.1 п. 2 ст. 259 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Соответственно, в случае неисполнения договоренностей добровольно, существует возможность принудительное исполнение достигнутых в медиации договоренностей, как условий мирового соглашения. Кроме того, при заключении медиативного соглашения по гражданскому спору стороны также могут обратиться в суд с заявлением об отказе истца от иска или о признании иска ответчиком (ст. 285-1 ГПК).

Если же в ходе переговоров в медиации, стороны или медиатор посчитают дальнейшее проведение переговоров нецелесообразным, стороны могут возвратиться в суд, который возобновит судебное разбирательство без всяких процессуальных последствий (ст. 163 ГПК).

При рассмотрении спора в экономическом суде переход в процедуру медиации осуществляется только в подготовительном заседании, также при условии предоставления суду соглашения о применении медиации (ч. 1 ст. 40-1 ХПК). В случае передачи спора в процедуру медиации, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения (ч. 2 ст. 40-1 ХПК). Оплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу (подп. 1.5 п. 1 ст. 259 НК). При достижении согласия стороны подписывают медиативное соглашение. В том случае, если стороны не смогли договориться, то они могут заново подать исковое заявление в суд по тому же предмету и основанию.

При проведении медиации по коммерческим спорам предусмотрена возможность принудительного исполнения медиативного соглашения. Это значит, что в случае неисполнении одной из сторон условий медиативного соглашения добровольно, у второй стороны есть возможность подать заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения в экономический суд (ч. 3 ст. 40-1 ХПК, ст. 262-1 ХПК). Так как добровольное исполнение договоренностей, достигнутых в медиации составляет в среднем 85-92 %, в экономический суд г. Минска за принудительным исполнением медиативного соглашения было только 3 обращения.

По сравнению с судом или арбитражем медиация в Беларуси является новым способом разрешения конфликтов. За прошедшие неполные три года, медиация смогла показать свою эффективность. С каждым годом число обращений граждан и компаний к медиации возрастает. В 2016 г. белорусские медиаторы провели более 500 медиаций. Медиативные соглашения заключаются в среднем от 60 % до 80 % в зависимости от вида спора.

В медиации успешно разрешаются конфликты, связанные с разделом имущества между бывшими супругами, участия родителей в воспитании детей, коммерческие споры, конфликты между собственниками (партнерами) компаний, споры в области строительства, земельные, наследственные и другие споры.

Медиация реально экономит деньги и время

Помимо указанных выше льгот и возможностей, предоставляемых белорусским законодательством в случае разрешения конфликта в медиации, у медиации существует и другие особенности и это, в первую очередь, экономия денег, личного и рабочего времени.

Нередко людей к медиации приводит накопившаяся «усталость» от продолжительной судебной тяжбы. Споры по разделу имущества между бывшими супругами, между собственниками бизнеса могут длиться от года до трех и больше лет. Они сопряжены с многочисленными исками с обеих сторон, экспертизами и оценками. В этих процессах стороны тратят тысячи долларов и, в итоге, ни одна сторона не достигает желаемого результата. В том числе, потому что суд это формализованный процесс, где стороны сталкиваются с процессуальными ограничениями, такими как предмет спора, соблюдением процессуальных сроков и порядка обжалования принятых решений и другие. При этом стороны находятся в неведении о том, какое решение примет суд, а также будет ли исполнено решение суда. В настоящее время проблема исполнимости судебных решений стоит очень остро. Не исполняются или исполняются только частично более 50 % судебных решений. Чтобы наглядно продемонстрировать экономию при обращении к медиации, приведем расходы по спору на сумму 200 000 руб. в экономическом суде первой инстанции.

Спор о невыполнении обязательств по договору поставки на сумму 200 000 руб.

 

Суд

Медиация

Государственная пошлина – 10 000 руб. (5 %).

Услуги адвокатов (предварительное и основное заседания) - в среднем 1 000 - 1 200 руб.

Экспертиза качества товара – от 500 руб.

Срок рассмотрения 2 месяца. В случае проведения экспертизы срок рассмотрения увеличивается.

Итог судебного рассмотрения – выигрыш-проигрыш. Эскалация конфликта.

Вознаграждение медиатора в среднем 300-500 руб.

Расходы, как правило, делятся между сторонами поровну.

Медиация проводится в среднем 3-5 часов (1-2 медиативные сессии).

Итог медиации – выигрыш-выигрыш. Нормализация отношений.

 

Конфликты – это неизбежная часть человеческих отношений, но конфликты сами по себе не опасны. Опасны необдуманные поступки человека в конфликтной ситуации. Медиация учит смотреть на конфликт по-иному. Медиация - это реальный рабочий инструмент, позволяющий человеку почувствовать в себе силу самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией, получив при этом максимум выгоды при минимуме затрат.  

 

Мы будем рады помочь вам в разрешении спорой ситуации в процедуре медиации.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем практики "Медиация" старшим партнером Лилией Власовой.

 


[1]В соответствии со статьей 19 Закона о медиации документ вступил в силу через шесть месяцев после официального опубликования, за исключением статей 18 и 19 указанного Закона, вступивших в силу после официального опубликования. Закон о медиации опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 23 июля 2013 г.

[2]Приложение 2 к Инструкции о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 1184 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О медиации».

[3]Соглашение о применении медиации - соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном Законом о медиации.

[4]Медиативное соглашение - соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в порядке, предусмотренном Законом о медиации, в целях урегулирования спора (споров).