Главная > Публикации > Новшества в регулировании привлечения и предоставления займов
16 октября 2015г.

Новшества в регулировании привлечения и предоставления займов

Указ Президента Республики от 30 июня 2014 года № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ № 325) установил ряд ограничений по привлечению и предоставлению займов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Ограничения введены главным образом в целях исключения недобросовестной деятельности юридических лиц в сфере привлечения средств граждан и предоставления им займов, а также пресечения злоупотреблений в данной сфере.

Привлечение займов от физических лиц

С 1 августа 2014 года коммерческие организации вправе привлекать денежные средства независимо от суммы путём заключения договора займа или иных аналогичных договоров от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций без ограничений, а от иных физических лиц (одного или нескольких), не являющихся индивидуальными предпринимателями, - не более двух раз в течение календарного месяца.

Аналогичные ограничения установлены в отношении некоммерческих организаций.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели вправе привлекать займы независимо от суммы от одного или нескольких физических лиц не более двух раз в течение календарного месяца.

Предоставление займов

Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов

Указом № 325 вводится понятие «деятельности по регулярному предоставлению микрозаймов» - это деятельность по предоставлению трёх и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заёмщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин (в настоящее время – 2,7 млрд. белорусских рублей), на одного заёмщика на день заключения договора.

Деятельность по предоставлению микрозаймов с 1 января 2015 года вправе осуществлять только микрофинансовые организации.

В хозяйственной деятельности коммерческие организации нередко предоставляют займы заёмщикам частями в рамках одного договора. Следует иметь в виду, что в силу реальной природы договора займа Национальный банк Республики Беларусь в целях применения ограничений Указа № 325 рассматривает каждый случай предоставления денежных средств как отдельный заём. 

Указ № 325 не даёт ответа на вопрос, подпадают ли под ограничения займы, предоставляемые одним юридическим лицом другому юридическому лицу. Однако исходя из целей, указанных в преамбуле, можно предположить, что на такие займы действие Указа № 325 распространяться не должно. 

Ниже приведена схема введённых ограничений по предоставлению займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 

Микрофинансовые организации

Микрофинансовые организации - это юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, установленным Указом № 325 и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, которые вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов.

На сегодняшний день статус микрофинансовых организаций могут приобрести потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, фонды, потребительские кооперативы второго уровня, ломбарды. Следует отметить, что Указом № 325 не предусмотрена возможность регистрации в качестве микрофинансовой организации для иностранных юридических лиц.

Для осуществления деятельности микрофинансовые организации должны быть включены в реестр микрофинансовых организаций, который ведет Национальный банк Республики Беларусь, а их руководители должны соответствовать установленным требованиям к их квалификации и деловой репутации.

Микрофинансовые организации должны разрабатывать, утверждать и размещать в доступном для обозрения месте и на своих официальных сайтах правила предоставления микрозаймов, соответствующие требованиям к их содержанию. Кроме того, микрофинансовые организации обязаны предоставлять на регулярной основе отчётность Национальному банку Республики Беларусь независимо от фактического осуществления деятельности в отчетном периоде, а также выполнять ряд иных условий.

Юридические лица, являвшиеся ломбардами, потребительскими кооперативами и фондами, и осуществлявшие на дату официального опубликования Указа № 325 деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов, были вправе продолжить осуществлять такую деятельность без включения сведений о них в реестр до 1 июля 2015 года.

 

Случаи неприменения ограничений по Указу № 325

В силу пункта 13 Указа № 325 его действие не распространяется на:

  • займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
  • Белорусский инновационный фонд;
  • учреждения финансовой поддержки предпринимателей;
  • банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
  • деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях.

Из сферы действия Указа № 325 также исключены беспроцентные займы, поскольку за пользование ими заимодавец не получает с заёмщика процентов, что препятствует отнесению их к микрозаймам и, соответственно, применению Указа № 325.

Согласно пункту 14 Указа № 325 договоры займа, заключённые до 1 января 2015 года, не подлежат приведению в соответствие с нормами Указа № 325 и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним. Вместе с тем, согласно официальным разъяснениям Национального банка Республики Беларусь, продление срока действия таких договоров возможно лишь для реструктуризации задолженности и исключительно в целях обеспечения возможности её погашения заёмщиком.

 

Ответственность за нарушение норм Указа № 325

Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не являющимися микрофинансовыми организациями, а также по получению (привлечению) займов в нарушение требований

Указа № 325 денежных средств от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается.

За осуществление деятельности по регулярному предоставлению микрозаймов и получение (привлечение) займов в нарушение норм Указа № 325 юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (осуществление незаконной предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и возможной конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения. Ответственность для индивидуальных предпринимателей – штраф от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода и возможной конфискацией орудий и средств.

Кроме того, полагаем, что сделки по привлечению или предоставлению займов, совершённые в рамках незаконной предпринимательской деятельности, могут быть признаны ничтожными в судебном порядке.

 

Выводы

Таким образом, введённые Указом № 325 ограничения по привлечению займов существенно не затронули интересы организаций, поскольку возможность использования ими наиболее распространённого инструмента финансирования - получения займов от собственников имущества, своих участников (учредителей) и членов, - была сохранена.

В свою очередь, порядок предоставления займов претерпел значительные изменения. В случае частого предоставления заёмщикам займов на небольшие суммы организациям и индивидуальным предпринимателям следует обращать особое внимание на соблюдение норм Указа № 325.

 

© АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры"

 

 

Материал подготовлен управляющим партнером Константином Михелем и  помощником адвоката Оксаной Гавриловой специально для журнала "Адвокат". 

 

Константин Михель - автор статьи АО  Оксана Гаврилова - автор статьи