Главная > Публикации > Распределение прибыли в акционерных обществах с государственной долей участия
15 июля 2015г.

Распределение прибыли в акционерных обществах с государственной долей участия

Законодательство установило особый порядок распределения прибыли в акционерных обществах с государственной долей участия.

Акционерные общества, в отношении которых Республика Беларусь и (или) ее административно-территориальная единица могут определять принимаемые решения, обязаны перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) в заранее предусмотренном размере. Нередко в состав таких обществ, наряду с государством, входят иные акционеры. Это порождает вопросы, связанные с соблюдением их прав на участие в прибыли. Рассмотрим порядок распределения прибыли в таких обществах на примере.

Пример

В уставном фонде акционерного общества 51 % акций принадлежат административно-территориальной единице, часть акций в совокупности менее 50 % – физическим лицам. Каким образом акционерное общество вправе распределить полученную прибыль?

Обязанность по перечислению части прибыли в бюджет

В силу Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее – Указ № 637) акционерное общество обязано перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) в размере 5 или 20 % в зависимости от вида деятельности. Данная сумма – минимальная обязательная часть дивидендов, приходящаяся на долю государства или административно-территориальной единицы в уставном фонде акционерного общества.

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 655 «О порядке уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, части прибыли (дохода), введении сбора за экспорт нефти» (далее – Указ № 655) установил, что акционерное общество при уровне рентабельности за отчетный период более 30 % должно перечислить в бюджет сверх вышеуказанной суммы полученную в 2015 г. часть прибыли в размере 30 %.

Часть прибыли (дохода) для уплаты в бюджет исчисляется от разницы между прибылью, полученной от осуществления всех видов деятельности (включая разницу между иными доходами и расходами), и суммой: начислений налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли за отчетный период; прибыли, направленной на создание и приобретение основных средств производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе по договору товарищества, и нематериальных активов, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели; прибыли, направленной на расходы, установленные Президентом Республики Беларусь.

В случае несвоевременной уплаты или неполной уплаты части прибыли (дохода) в бюджет плательщики уплачивают пеню за каждый день просрочки в процентах от неуплаченных сумм части прибыли (дохода) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в периоды неисполнения обязательства.

Налоговые органы осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты сумм части прибыли (дохода) и пеней, а также обладают полномочиями на взыскание данных сумм.

За неуплату или неполную уплату части прибыли (дохода) в бюджет акционерное общество может привлекаться к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП. В этих целях законодатель дополнил гл. 13 КоАП примечанием, в котором дается определение плательщика, под которым понимается плательщик налогов, сборов и пошлин, а также иных обязательных платежей в республиканский или местный бюджет, учет которых осуществляют налоговые органы.

Таким образом, государство закрепило в отношении себя как акционера особый порядок исчисления и выплаты дивидендов посредством принятия указов как актов более высокой юридической силы по сравнению с Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон об обществах). Причем этот порядок сводится не к непропорциональному распределению прибыли между акционерами, а к установлению специальной процедуры для исчисления и выплаты дивидендов (процедура предусматривается законодательством и должна учитываться при принятии общим собранием акционеров решений о распределении прибыли).

В рассматриваемых правоотношениях государство выступает и как частноправовой субъект (акционер), реализующий свое право на участие в прибыли, и как публичный субъект, в лице налоговых органов наделенный правом на взыскание причитающихся ему дивидендов.

Отметим, что закрепление в Указах № 637 и 655 обязанности по выплате дивидендов – исключение из общего правила, согласно которому акционерное общество вправе распределять прибыль между акционерами посредством выплаты дивидендов (ст. 72 Закона об обществах). Предоставление данногo права объясняется тем, что при принятии подобных решений общество учитывает свои финансовые показатели, инвестиционные возможности, будущие потребности и иные факторы. Выплата же дивидендов государству или административно-территориальной единице обязательна и должна осуществляться вне зависимости от обстоятельств.

Участие иных акционеров в распределении прибыли

Согласно части первой ст. 72 Закона об обществах акционерное общество вправе, за некоторым исключением, распределять между акционерами часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по его вине, посредством выплаты дивидендов, а в случаях и порядке, установленных законодательными актами, – обязано выплачивать дивиденды.

Поскольку законодательство не содержит прямого указания на то, что общество при перечислении части прибыли в бюджет обязано выплачивать дивиденды иным своим акционерам, из толкования вышеуказанной нормы следует, что в отношении таких акционеров общество имеет право на выплату дивидендов. Это ставит акционеров общества в неравное положение при реализации ими права на участие в прибыли. Иными словами, дивиденды государству или административно-территориальной единице должны выплачиваться в любом случае, а остальным акционерам общество может дивиденды и  не  выплатить.

К примеру, если общим собранием акционеров не будет принято решение о выплате дивидендов, государство сможет на основании распоряжения налогового органа бесспорно взыскать причитающиеся дивиденды и штрафные санкции на основании норм Указов № 637 и 655. В то же время остальные акционеры получить дивиденды не смогут, поскольку для них основанием для взыскания задолженности по выплате дивидендов в судебном порядке является наличие решения общего собрания акционеров. Вместе с тем, по известной нам практике, в акционерных обществах с государственной долей участия принимаются решения о выплате дивидендов одновременно всем участникам общества.

Для установления единообразия в правоприменительной практике и во избежание случаев нарушения прав акционеров на участие в прибыли представляется целесообразным прямо указать в законодательстве, что в случае обязательного перечисления обществом части прибыли (дохода) в бюджет в соответствии с Указами № 637 и 655 дивиденды должны выплачиваться и иным акционерам.

В силу ст. 79 Закона об обществах принятие решения о выплате дивидендов относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вместе с тем, согласно ст. 85 Закона об обществах, если в акционерном обществе есть совет директоров (наблюдательный совет), к его исключительной компетенции относится определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты. В этом случае общее собрание акционеров при принятии решения о выплате дивидендов должно придерживаться рекомендаций совета директоров (наблюдательного совета).

Таким образом, реализация акционерами (физическими лицами) своего права на участие в прибыли во многом зависит от расстановки сил в совете директоров (наблюдательном совете) и на общем собрании акционеров.

Полагаем, что при разработке советом директоров (наблюдательным советом) рекомендаций и принятии общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов должны учитываться права акционеров – физических лиц на участие в прибыли. Соответственно часть прибыли, оставшаяся после обязательных перечислений в бюджет, должна направляться в том числе на выплату дивидендов остальным акционерам общества.

Порядок исчисления и выплаты дивидендов

Указы № 637 и 655 закрепили порядок исчисления и выплаты части прибыли (дохода) в бюджет. В отношении же дивидендов, выплачиваемых иным акционерам, законодательство предусмотрело порядок объявления и выплаты дивидендов лишь в общих чертах, установило ограничения на их выплату, но не регламентировало вопросов определения размера дивидендов и принятия советом директоров (наблюдательным советом) рекомендаций об их выплате.

В отсутствие прямого законодательного регулирования данных вопросов в Своде правил корпоративного поведения, утверждённом Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 18 августа 2007 г. № 293, акционерным обществам рекомендуется утвердить дивидендную политику, которой необходимо руководствоваться при принятии решений о выплате дивидендов.

Данную политику целесообразно сформулировать в локальном нормативном правовом акте общества (например, в Положении о дивидендной политике), который разрабатывает совет директоров (наблюдательный совет) и утверждает общее собрание акционеров. При этом следует исходить из необходимости обеспечить прозрачность механизма определения размера дивидендов и их выплаты.

В связи с указанным в Положении о дивидендной политике целесообразно формулировать как общие задачи общества по повышению благосостояния акционеров, так и конкретные правила, регламентирующие порядок расчета чистой прибыли и определения ее части, направляемой на выплату дивидендов; условия их выплаты, порядок расчета и размер по акциям разных категорий, типов; порядок выплаты дивидендов, в том числе сроки, место и форму.

Положение о дивидендной политике должно также предусматривать порядок определения минимальной доли чистой прибыли общества, направляемой на выплату дивидендов, и условия, при которых дивиденды по привилегированным акциям в закрепленном в уставе размере не выплачиваются или выплачиваются не полностью.

Детальная регламентация порядка исчисления и выплаты дивидендов в локальном нормативном правовом акте общества позволит установить прозрачный и понятный акционерам механизм определения размера дивидендов и соблюдать права всех акционеров на участие в прибыли.  

 

© АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры"

Материал подготовлен управляющим партнером Константином Михелем и  помощником адвоката Оксаной Гавриловой специально для журнала "Промышленно-торговое право". 

Константин Михель - Распределение прибыли в АО  Оксана Гаврилова - Распределение прибыли в АО

Мы будем рады проконсультировать вас по всем аспектам, связанным с порядком распределения прибыли в АО и дать необходимые комментарии.