Еще раз о региональном исчерпании прав в ЕАЭС
С развитием онлайн-торговли через маркетплейсы оригинальные товары, маркированные товарными знаками иностранного производителя, нередко ввозятся в одну страну ЕАЭС, а затем предлагаются на маркетплейсе в другой стране ЕАЭС. Если производитель товара при этом назначил в разных странах ЕАЭС разных дистрибьюторов (авторизованных дилеров, импортеров), возникают конфликтные ситуации.
В таких ситуациях важно помнить о региональном принципе исчерпания исключительных прав на товарный знак: если товары, маркированные товарным знаком, были введены в гражданский оборот в какой-либо стране ЕАЭС непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия, использование товарного знака (оборот маркированных им товаров) на территории всех стран ЕАЭС не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак и может осуществляться свободно. Основание - пункт 16 Приложения № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014.
При этом не имеет значения, что на территории какой-либо из стран ЕАЭС назначен исключительный импортер (дистрибьютор, дилер, лицензиат), поскольку законодательство ЕАЭС не позволяет самому владельцу товарного знака ограничивать распространение товара на территории ЕАЭС.
Безусловно, продавец товара на маркетплейсе на случай возможных претензий должен позаботиться о наличии доказательств того, что товар является подлинным и был введен в оборот на территории ЕАЭС с согласия правообладателя товарного знака (товарно-сопроводительные документы, сертификаты соответствия, письма правообладателя и др.).