Главная > Публикации > Раздел товарного рынка по территориальному принципу в законодательстве Республики Беларусь
15 июня 2017г.

Раздел товарного рынка по территориальному принципу в законодательстве Республики Беларусь

Правовая ситуация

ООО "А", резидент Российской Федерации, является производителем автомобильных комплектующих, которые распространяются как в странах Европейского союза (далее - ЕС), так и в странах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в соответствии с дилерскими договорами.

ООО "А" получило информацию о том, что один из дилеров поставляет производимую продукцию в страны ЕС, в то время как на территории ЕС действует иной уполномоченный дилер продукции ООО "А".

ООО "А" провело внутреннее расследование, по результатам которого стало известно, что вышеназванная продукция была ранее поставлена одному из дилеров ООО "А" в Республике Беларусь, осуществляющему продажи на территории Республики Беларусь. Данный дилер осуществлял продажу продукции в приграничных районах Республики Беларусь и Республики Польша.

ООО "А" желает не допустить реализацию продукции на территории стран ЕС путем включения соответствующего положения в договор поставки с белорусским дилером.

ООО "А" обратилось за юридической помощью по вопросу возможности ограничения продажи продукции в договоре поставки на территории ЕС с учетом норм антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

Следует также отметить, что доли ООО "А" и белорусского дилера на любом товарном рынке не превышают 15%. Ни ООО "А", ни белорусский дилер не занимают доминирующее положение.


Вопросы раздела товарного рынка по территориальному принципу в законодательстве Республики Беларусь

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон) запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, за исключением допустимых вертикальных соглашений, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом раздел товарного рынка по территориальному принципу.

Таким образом, из сферы запретов исключаются допустимые вертикальные соглашения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона допускаются вертикальные соглашения, в которых каждый участник владеет долей на любом товарном рынке в пределах 15%.

Под вертикальным соглашением понимается соглашение между хозяйствующими субъектами, не являющимися конкурентами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным потребителем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 1 Закона).

Следовательно, договор поставки может быть признан вертикальным соглашением при условии, что ООО "А" и дилер не являются конкурентами.

Под конкурентами следует понимать хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 1 Закона).

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых (аналогичных) товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемая исходя из экономической, технической или иной возможности потребителя либо целесообразности приобретения товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности или целесообразности за ее пределами (подпункт 1.21 пункта 1 статьи 1 Закона).

При этом согласно пункту 7 Инструкции о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 N 24, географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

При определении географических границ товарного рынка учитываются:

  • возможность перемещения потребителя между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (доступность транспортного сообщения для перемещения потребителя к продавцу, незначительность (до 5% от цены товара) транспортных расходов на перемещение потребителя к продавцу);
  • возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (незначительность (до 5% от цены товара) дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к потребителю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений для доступа на товарный рынок);
  • сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри географических границ этого товарного рынка.

Таким образом, из определения "товарный рынок", закрепленного в белорусском законодательстве, четко не следует, ограничен ли этот рынок территорией Беларуси, ЕАЭС и / или любой иной территорией.

В условиях отсутствия официальных разъяснений и стабильной правоприменительной практики в части толкования термина "товарный рынок" и "соответствующая территория" возможны следующие варианты толкования.

1. С учетом пункта 3 статьи 4 Закона, согласно которому Закон применяется за пределами Республики Беларусь лишь в исключительных прямо поименованных случаях, "товарный рынок", регулируемый Законом, может быть ограничен пределами только Республики Беларусь.

Так, Закон применяется за пределами Республики Беларусь в тех случаях, когда:

    (i) действия (бездействие) за пределами Республики Беларусь приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь;

   (ii) в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, за ее пределами осуществляются действия, определенные Законом как экономическая концентрация.

При таком понимании термина "товарный рынок" ООО "А" и дилер могут быть признаны конкурентами лишь при условии, что ООО "А" реализует продукцию на территории Республики Беларусь. Реализацией на территории Республики Беларусь в силу положений статьи 32 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь может быть признана ситуация, когда товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю находится на территории Республики Беларусь.

Если ООО "А" не реализует продукцию на территории Республики Беларусь, ООО "А" и дилер не являются конкурентами. В таком случае договор поставки между ООО "А" и дилером, включающий ограничение по рынку продажи продукции, может быть признан вертикальным соглашением и соответственно разрешенным.

2. Понятие "соответствующая территория" охватывает любую территорию, на которой обращается товар и имеется "экономическая, техническая или иная возможность или целесообразность для потребителя в приобретении товара".

При таком толковании и ООО "А", и дилер могут быть признаны конкурентами в силу следующего. И ООО "А", и дилер реализуют одну и ту же продукцию (ООО "А" - дилеру, дилер - конечному потребителю). Территория, в рамках которой имеется экономическая, техническая или иная возможность либо целесообразность для потребителя в приобретении товара, то есть товарный рынок, может включать как территорию Республики Беларусь, так и территорию Российской Федерации и / или ЕС.

В случае широкого толкования понятия "товарный рынок" ООО "А" и дилер, действующие на нем, будут считаться конкурентами вне зависимости от осуществления прямых продаж в Беларуси, так как оба реализуют продукцию на одном и том же товарном рынке.

Следовательно, соглашение между ООО "А" и дилером не будет являться вертикальным и соответственно на него будет распространяться запрет на включение положений по разделу товарного рынка по территориальному принципу, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 13 Закона.

 

Ограничение продаж в ЕС

Возможность ограничения продаж на территории ЕС также зависит от толкования термина "товарный рынок".

1. Если термин "товарный рынок" охватывает только территорию Республики Беларусь, то соглашение о запрете реализации продукции за пределами Республики Беларусь не относится к разделу товарного рынка Республики Беларусь по территориальному принципу и соответственно является допустимым.

2. Если термин "товарный рынок" охватывает не только территорию Республики Беларусь, то необходим анализ вопроса о том, приводит ли соглашение о запрете реализации продукции на территории ЕС к ограничению или устранению конкуренции в Республике Беларусь.

Белорусское законодательство не устанавливает признаков ограничения конкуренции.

В условиях отсутствия национального регулирования видится возможным использование признаков ограничения конкуренции, установленных подпунктом 15 пункта 2 приложения 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), а именно:

  • сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
  • рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
  • определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
  • иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, белорусское законодательство не позволяет дать однозначный ответ на поставленный вопрос.

В рассматриваемой ситуации возможно два варианта развития событий.

  1. В случае если товарный рынок, регулируемый Законом, ограничен пределами Республики Беларусь, то договор поставки между ООО "А" и белорусским дилером, включающий ограничение по рынку продажи продукции, может быть признан вертикальным соглашением при условии, что ООО "А" не реализует продукцию на территории Республики Беларусь. В таком случае договор поставки между ООО "А" и белорусским дилером может включать положения по разделу товарного рынка по территориальному принципу.
  2. Если же товарный рынок, регулируемый Законом, не ограничивается территорией Республики Беларусь и охватывает любую территорию, в рамках которой имеется экономическая, техническая или иная возможность либо целесообразность для потребителя в приобретении товара, то ООО "А" и белорусский дилер могут быть признаны конкурентами. В этом случае договор поставки между ООО "А" и белорусским дилером не является вертикальным соглашением и на него распространяется запрет на включение положений по разделу товарного рынка по территориальному принципу. Однако подобная ситуация видится маловероятной.

 

Авторы статьи адвокат Юлия Ляшенко  и помощник адвоката Вероника Перепелица 

Юлия Ляшенко 

© АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры"