Новеллы в регулировании деятельности представительств и филиалов иностранных компаний
С учетом новелл ГК, вступивших в силу 19 ноября, постановлением Правительства утверждено Положение о порядке открытия и прекращения деятельности на территории РБ представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц.
В соответствии с новыми нормами:
- установлены единые подходы к процедуре открытия, отчетности и прекращения деятельности представительств и филиалов;
сроки открытия – 30 рабочих дней, при необходимости – до двух месяцев; госпошлина за открытие филиала не установлена; разрешение на открытие (дазвол) не выдается, взамен – выписка из реестра об открытии;
усовершенствована процедура прекращения деятельности, в том числе регистрирующий орган самостоятельно осуществляет запросы налоговых и иных госорганов о наличии задолженности, неисполненных обязательств;
- создан Реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (далее – Реестр), в который включается в том числе информация об иностранной организации, статусе представительства, его местонахождении, основном виде деятельности по ОКЭД, о руководителе представительства, сроке его полномочий, подаче ежегодных отчетов;
Общая информация о представительстве и его статусе в открытом доступе будет находиться на веб-портале ЕГР. Более подробная информация будет доступна в форме выписки из Реестра, предоставляемой по запросу с уплатой госпошлины.
- исключен перечень целей, для которых могло быть открыто представительство; цели открытия указываются только в Положении о представительстве, в Реестре указывается основой вид деятельности по ОКЭД; согласно ГК представительство осуществляет от имени иностранной организации защиту и представительство ее интересов и иную не противоречащую законодательству деятельность, предпринимательская деятельность через представительство осуществляться не может, только через филиал;
- отменено все, что касалось программ деятельности для представительства; в настоящее время нет необходимости иметь программу; исключены нормы о выделении ресурсов (грантов) только в рамках программ деятельности, а также о предоставлении в регистрирующий орган в рамках годовой отчетности информации о программах деятельности, сроках и ресурсах для их реализации, размере ресурсов (грантов) и их получателях;
- ограничение по численности иностранных граждан (не более 5 человек) осталось только для представительств, в отношении филиалов такое ограничение не установлено;
- продлены сроки предоставления информации в случае изменения местонахождения и руководителя (в течении месяца);
- решение об отказе в открытии представительства/филиала принимается в случае, i) если создается угроза для национальной безопасности, ii) наличия возражений одного или нескольких государственных органов, iii) наличия задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам, iv) наличия неисполненных обязательств перед таможенными органами, органами фонда социально защиты, Белгосстрах.
Более подробно о филиалах читайте также в нашей статье Определен налоговый статус филиалов иностранных компаний.