Правовое регулирование создания и деятельности коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь
По состоянию на июль 2024 г.
Создание коммерческих организаций
Виды коммерческих организаций
Регулирование создания и функционирования коммерческих организаций осуществляется на основе следующих актов законодательства: Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Гражданский кодекс), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 с последующими изменениями и дополнениями.
Иностранные инвесторы вправе создавать в Республике Беларусь коммерческие организации с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а именно в форме:
- унитарного предприятия (УП),
- общества с ограниченной ответственностью (ООО),
- общества с дополнительной ответственностью (ОДО),
- акционерного общества (АО): закрытого акционерного общества (ЗАО) или открытого акционерного общества (ОАО).
Следует отметить такую организационно-правовую форму как унитарное предприятие. Это особая форма юридического лица, присущая законодательству Республики Беларусь. В отличие от иных форм юридических лиц (далее именуемых в совокупности и в частности «хозяйственными обществами») унитарное предприятие не является собственником находящегося на его балансе имущества. Все имущество любого унитарного предприятия является собственностью его учредителя и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
За исключением унитарного предприятия, все коммерческие организации могут создаваться как с одним участником, так и с несколькими.
Государственная регистрация коммерческих организаций
Коммерческая организация приобретает права юридического лица с даты ее государственной регистрации.
С 01.02.2009 г. в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации коммерческих организаций (за исключением регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). Государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в день подачи всех необходимых документов. Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдаётся не позднее рабочего дня, следующего за днём подачи документов для государственной регистрации.
По общему правилу органами, осуществляющими государственную регистрацию коммерческих организаций, являются областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. Такие организации как банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, организации, находящихся на территории свободных экономических зон или на территории Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень", подлежат регистрации в специально уполномоченных государственных органах и организациях.
Особенности участия в хозяйственных обществах юридических и физических лиц
Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть как частные юридические лица, так и юридические лица, основанные на государственной собственности.
Государственному унитарному предприятию для его участия в хозяйственном обществе необходимо будет получить решение (согласие) министерства, государственного комитета или иного государственного органа, в ведении которого оно находится. Кроме того, в зависимости от стоимости и вида имущества, планируемого к внесению в уставный фонд хозяйственного общества государственным предприятием, подчиненности такого предприятия, может потребоваться согласование внесения имущества в уставный фонд с иными государственными органами. Так, если государственное предприятие в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества планирует вносить здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, то для этого оно должно будет получить согласие соответствующего органа государственного управления и Государственного комитета по имуществу или Совета Министров Республики Беларусь (для республиканской собственности) или соответствующего органа местной власти (для коммунальной собственности).
Имея дело с государственным предприятием как партнером, следует иметь в виду возможность его последующей приватизации. Однако никаких законодательных ограничений для участия в хозяйственном обществе государственных предприятий в связи с процессом их приватизации не установлено.
Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть не только юридические, но и физические лица. Отметим, что по законодательству Республики Беларусь не допускается занятие предпринимательской деятельностью (в том числе в форме участия в хозяйственных обществах) служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, судов, руководителей, их заместителей и главных специалистов государственных предприятий, учреждений и организаций.
Иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.
Ограничения в осуществлении инвестиций и участия в коммерческих организациях
Не допускается осуществление инвестиций в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Законодательством Республики Беларусь также установлены ограничения для участия в коммерческой организации в отношении некоторых физических и юридических лиц.
Например, учредителем коммерческой организации не может быть лицо, которое на дату государственной регистрации:
- является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
- является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
- являлось собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее года;
- являлось собственником имущества (участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее трех лет;
- имеет неисполненные вступившие в законную силу судебные постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество исполнительную надпись о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
- имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации
Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации определяется организационно-правовой формой созданной коммерческой организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Вместе с тем, Гражданским Кодексом установлен случай, когда возложение ответственности не зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации. Так,если экономическая несостоятельность (банкротство) организации вызвана виновными (умышленными) действиями учредителей (участников), собственника имущества организации или других лиц, в том числе руководителя организации, которые имеют право давать обязательные для этой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.
Уставный фонд коммерческой организации
Минимальный размер уставного фонда коммерческой организации зависит от организационно-правовой формы:
- для ОАО – примерно 4 598 евро (400 базовых величин1, что составляет 16 000 белорусских рублей);
- для ЗАО – примерно 1 149 евро (100 базовых величин1, что составляет 4 000 белорусских рублей);
- для ООО, ОДО и УП - законодательством не установлен, определяется уставом.
Уставный фонд коммерческой организации объявляется в белорусских рублях и формируется в течение 1 года с даты государственной регистрации коммерческой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.
При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.
Вклады в уставный фонд коммерческой организаций могут быть внесены в денежной и/или неденежной форме.
Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации подлежат оценке, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13.10.2006 г. № 615, а также экспертизе достоверности внутренней оценки, проводимой в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (Постановление № 173 от 10.02.2011 г.). В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
Имущество, ввозимое участником для формирования уставного фонда коммерческой организации, по общему правилу не освобождается от уплаты таможенной пошлины и облагается налогом на добавленную стоимость. Однако при соблюдении определенных условий возможен льготный ввоз определенных законодательством товаров в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (например, при местонахождении коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).
Валютное регулирование в Республике Беларусь
Общее правило, касающееся резидентов: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.
В соответствии со ст. 13 вышеупомянутого Закона, все расчеты в безналичном порядке между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. Поэтому, если клиентами коммерческой организации будут юридические лица-резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях. Если же клиентами коммерческой организации будут юридические лица-нерезиденты, то расчеты будут производиться в основном в иностранной валюте, хотя возможно использование и белорусских рублей.
Валютный счет коммерческих организации
Организация, зарегистрированная в Республике Беларусь, вправе открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в банках Республики Беларусь и иностранных банках.
Покупка валюты
Перевод прибыли
Иностранные инвесторы вправе переводить за пределы Республики Беларусь прибыль, полученную на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Дивиденды, полученные иностранными инвесторами (за исключением инвесторов-юридических лиц из «недружественных» стран), от участия в белорусских организациях, облагаются налогом на доходы иностранных организаций по ставке 15% или подоходным налогом по ставке 13%, если иное не установлено в международных соглашениях (например, с ОАЭ, КНР, Катар и др.). По 31 декабря 2026 г. ставка налога на доходы иностранных организаций по дивидендам, выплачиваемым иностранным организациям из «недружественных» стран, установлена в размере 25 %. Налог удерживается у источника выплаты дивидендов.
Ограничения на получение прибыли от белорусских компаний и распоряжение этими денежными средствами могут быть установлены в связи с введением специальных ограничительных мер и принятием соответствующих постановлений Советом Министров.В настоящее время специальная ограничительная процедура установлена в случае выплаты прибыли иностранным участникам ряда стран (США, Канада, Великобритания, страны Евросоюза) и если совокупный на всех иностранных участников годовой размер превышает 3,2 млн. белорусских рублей (примерно 1 млн. долларов США).
Общая система налогообложения в Республике Беларусь
В Налоговом кодексе Республике Беларусь (Особенная часть) при общей системе налогообложения, установлены следующие ставки налогов, подлежащие уплате организациями, и следующие объекты налогообложения
Налог на добавленную стоимость
Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Ставка налога - 20%, в некоторых случаях – 0%; 10% или 25%.
Налог на прибыль
Объектом налогообложения данным налогом признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Ставка налога – 20 %, в некоторых случаях – 5%; 10 %; 25 %.
Ставка налога по дивидендам и приравненных к ним доходам – 12 %, а в некоторых случаях – 6 %, 0 %.
Акцизный налог
Акцизы установлены на спирт; алкогольную продукцию; непищевую спиртосодержащую продукцию в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивные коктейли, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки); слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7% (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки); табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта; жидкости для электронных систем курения, электронные системы курения, системы для потребления табака; нетабачные никотиносодержащие изделия; нефть.
Ставки акцизов могут устанавливаться:
- в абсолютной сумме на единицу величины, в которой выражаются результаты измерений подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
- в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).
Платежи за землю
Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Ставки арендных платежей, взимаемых вместо земельного налога, определены Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
Плательщиками земельного налога являются организации, которым земельные участки принадлежатна праве частной собственности, постоянного или временного пользования.
Налог на недвижимость
Ставка налога – 1% в год. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, являющихся собственностью или находящихся во владении коммерческой организации.
Пониженная ставка налога (в размере 0,2%; 0,4%; 0,6%; 0,8%) применяется в отношении капитальных строений, возведенных после 1 января 2019 года (кроме самовольных построек) - в течении второго - пятого годов после ввода в эксплуатацию.
Обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы коммерческой организации:
Согласно Закону Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения – 34 %.
Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by) или старшим юристом Валентиной Белко (valentina.belko@vmp.by).
Все права защищены. Тиражирование части или всего текста без получения на то разрешения авторов строго запрещено. В случае использования текста в качестве цитаты, ссылка на автора обязательна.