Новый Декрет Президента нацелен на призвание инвесторов к дисциплине и на привлечение к ответственности
12 ноября Президент подписал Декрет № 8 “О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь”. Не упоминающийся в названии Декрет, о котором идет речь – это один из основных документов, определяющих порядок и условия инвестирования в Беларуси, а именно - декрет Президента № 10 от 6 августа 2009 года “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”. Слухи о его изменении появились достаточно давно, около полутора лет назад, и вот наконец новая редакция декрета об инвестициях увидела свет: в субботу 14 ноября документ был официально опубликован.
Забегая вперед: никаких новых существенных льгот и преференций новая редакция декрета инвесторам не предоставляет, революционных изменений не содержит и никакой новый преференционный инвестиционный режим не создает. Скорее, целью документа видится упорядочивание отношений государства и инвесторов в области призвания последних к дисциплине и привлечения к ответственности. Основные нововведения перечислены в настоящем материале ниже.
1. Кто и в каких случаях вправе заключить инвестиционный договор.
Инвестиционный договор может заключаться только в целях реализации проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики). Приоритетные виды деятельности (секторы экономики) определяются Советом Министров. До изменения законодательства инвестиционный договор мог заключаться в целях реализации любого инвестиционного проекта (при наличии согласия государства заключить договор с инвестором, разумеется).
2. Порядок заключения инвестдоговора.
В зависимости от того, претендует ли инвестор на дополнительные льготы и преференции (кроме предусмотренных законодательством) или нет, инвестиционный договор заключается либо на основании решения уполномоченного государственного органа или исполкома, либо на основании решения Совета Министров по согласованию с Президентом. Аналогичный порядок существовал все последние годы, новшеством можно назвать разве что порядок взаимодействия государственных органов и исполкомов с другими государственными органами в вопросах предоставления информации, необходимой для заключения инвестдоговоров. Такая информация должна предоставляться в течение десяти дней с даты получения соответствующего запроса.
3. Конкурс по выбору инвестора
Новая редакция декрета предусматривает, что при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестпроекта на одном и том же земельном участке, инвестиционный договор заключается по итогам конкурса по выбору инвестора.
4. Новое в содержание инвестиционного договора
Отныне инвестиционные договоры в обязательном порядке должны будут содержать следующие новые условия:
обязанность инвестора возместить Республике Беларусь суммы предоставленных льгот и преференций в случае, если договор прекращается по любому иному основанию кроме исполнения;
обязанность инвестора письменно уведомить государство о реорганизации или изменении собственника или состава участников инвестора не менее чем за два месяца до их осуществления. При этом, если со стороны государства поступят возражения по вопросу планируемой реорганизации или изменении собственника (состава участников), а инвестор все равно их осуществит, Республика Беларусь вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. Исключением являются лишь случаи реорганизации государственных УП в ОАО, а также изменение состава участников вследствие смерти учредителей – физических лиц;
обязанность государства возместить инвестору убытки, причиненные вследствие незаконных действий (бездействия) должностных лиц государства. Насколько известно автору настоящего материала, вокруг включения этой обязанности в текст Декрета было сломано немало копий, однако в итоговой версии она сохранилась, видимо, как хотя бы один из немногих реверансов в сторону инвесторов.
5. Новые требования по предоставлению информации
В течение пяти рабочих дней с даты создания инвестором белорусской организации для реализации инвестпроекта, инвестор обязан направить данные об этой организации в государственный орган, заключивший инвестдоговор от имени Республики Беларусь. Аналогичное требование появилось также в отношении предоставления информации о подрядчике и проектировщике (сведения должны быть предоставлены в течение пяти рабочих дней с даты заключения инвестором договоров с ними).
6. Новые льготы и преференции
Без аукциона инвесторам могут предоставляться не только права аренды земельных участков, но и права проектирования и строительства, а также права собственности на земельные участки. При этом участки могут предоставляться только из перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов.
7. Ответственность инвесторов
Практика уже давно шла по пути взыскания с инвесторов-нарушителей сумм предоставленных им льгот, но четкое нормативное оформление такая практика получила лишь сейчас: в случае прекращения инвестдоговоров по любым основаниям, кроме исполнения обязательств, инвесторы обязаны возместить Республике Беларусь суммы всех предоставленных льгот и преференций, а также уплатить предусмотренные договорами штрафы и неустойки. Помимо этого, инвесторы обязаны возместить сумму НДС и таможенных пошлин, по которым была предоставлена льгота. Требование о возмещении льгот и уплате штрафов и неустойки не предъявляется только инвесторам, договор с которыми прекращается из-за незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.
Прекращение инвестдоговора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением инвестором обязательств по нему является также основанием для изъятия предоставленного земельного участка.
8. Можно ли завершить строительство без инвестдоговора?
Да, новая редакция декрета определяет такую возможность и процедуру, которая до сих пор была достаточно затруднительной, а в ряде случаев (если истекали сроки аренды предоставленных инвесторам земельных участков) - и почти нереальной. С учетом финансовых возможностей инвестора, а также степени готовности объекта, в отношении инвестора, не завершившего строительство в срок, может быть принято решение о предоставлении ему земельного участка без аукциона с внесением платы за право заключения договора аренды земли. Соответственно, он будет иметь возможность завершить начатое строительство, но уже без инвестиционного договора и присущего ему объема льгот и преференций.
Если же участок у инвестора все же изымается, реализация уже построенных на нем объектов происходит через публичные торги. Инвестор, у которого изымают земельный участок, вправе рассчитывать на возврат документально подтвержденных затрат на строительство, но не более сумм, полученных в результате торгов.
9. Можно ли уменьшить размер ответственности?
Да, с учетом объема вложенных инвестиций и степени готовности объектов даже в ситуации неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инвестдоговорам инвесторы могут быть полностью или частично освобождены от возмещения льгот и преференций – по решению Совмина по согласованию в Президентом, от уплаты договорной неустойки (пени) – по согласованию с органом, заключившим договор от имени Республики Беларусь
10. Вступление в силу
Новая редакция декрета вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования (то есть в мае 2016 года). До указанного времени Совету Министров предписано обеспечить приведение актов законодательства в соответствии с новой редакцией, а также принять иные меры по его реализации.
11. Что делать тем, кто уже заключил инвестдоговоры?
В заключенные договоры могут быть внесены изменения (обязанности такой нет). Однако, практика последних лет показывает, что вероятнее всего, после вступления новой редакции декрета в силу, государственные органы будут проявлять достаточно настойчивую инициативу по изменению действущих договоров.
12. Чего нет в новой редакции декрета?
Двух очень важных вещей, которые пока еще сохраняются в старой редакции: прямого указания на орган рассмотрения споров между инвесторами и государством, а также прямого запрета на совершение сделок со строящимися инвестиционными объектами и земельным участком до завершения строительства.
Первое вселяет надежду на то, что использование иностранных арбитражей в спорах между инвесторами и государством получит наконец значительно более широкое распространение, второе – что здравый смысл победил, и инвесторы, которые с 2011 года были ограничены в возможности привлекать внешнее финансирование по инвестдоговорам, теперь такую возможность получат снова. С другой стороны, теперь инвесторы лишатся возможности беспрепятственно проводить реорганизацию или смену собственников, но все же не бывает хорошо одновременно.
Оригинал статьи "Новый декрет президента нацелен на призвание инвесторов к дисциплине и на привлечение к ответственности" размещен на портале www.tut.by.
Статья подготовлена руководителем практики "Инвестиционные договоры" АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры" Екатериной Забелло.
Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с сопровождением заключения и реализации инвестиционных договоров.
По всем вопросам обращайтесь к партнеру Екатерине Забелло (ekaterina.zabello@vmp.by)