Главная > Публикации > Об особенностях торговли и рекламы в Интернете: глава первая
05 июня 2015г.

Об особенностях торговли и рекламы в Интернете: глава первая

 

Настоящим материалом адвокатское бюро «ВМП  Власова, Михель и Партнеры» начинает цикл статей о торговле и рекламе в интернете.

Как и что можно продавать в сети, каким образом можно рекламировать продаваемые товары, можно или нельзя проводить рекламные игры и другие рекламные акции на сайтах и в социальных сетях, как документально оформляются сделки и как совершаются платежи за товары, какая существует ответственность за нарушение установленных правил торговли и рекламы – мы постараемся в простой форме ответить на эти и другие наиболее актуальные вопросы, создав своего рода краткий «интернет гайд» для владельцев сайтов и рекламных аккаунтов в социальных сетях.

Первый материал цикла  посвящен рекламе в интернете и подготовлен в формате «вопрос-ответ»  на основе самых распространенных вопросов, с которыми мы встречаемся в нашей практике.

Распространяются ли общие требования, предъявляемые к рекламе, к рекламе в интернете?

Да, распространяются.

Где содержатся такие требования?

Основные требования к рекламе содержатся в законе «О рекламе» от 10 мая 2007 года, но помимо закона есть ряд иных нормативных актов, которые могут регулировать рекламу отдельных видов товаров, работ, услуг, или отдельные виды рекламы. Такими документами, например, являются Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории, Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков в средствах массовой информации, Положение о порядке размещения средств наружной рекламы (все три положения датированы 12 ноября 2007 года) и ряд других документов.

А что это за требования?

Требований достаточно много, поэтому перечислим только самые базовые:

  • реклама реализуемых в ходе коммерческой деятельности товаров должна содержать наименование рекламодателя, учетный номер плательщика, если рекламодатель является предпринимателем – его имя и фамилию, либо реклама должна содержать ссылку на сайт, где указаны все эти сведения;
  • лицензируемая деятельность может рекламироваться только при наличии лицензии у рекламодателя;
  • реклама не должна пропагандировать насилие, жестокость, нарушение законодательства;
  • реклама не должна содержать гарантию эффективности рекламируемого объекта, если только у рекламодателя нет достоверной статистики на этот счет;
  • в рекламе нельзя использовать фамилии, имена, отчества, высказывания белорусских граждан без их согласия, а товарные знаки, эмблемы, символику и наименования организаций – без согласия правообладателей;
  • образы и высказывания медицинских работников могут использоваться только в социальной рекламе, рекламе медицинской деятельности или рекламе, потребителями которой являются исключительно медики и фармацевты;
  • запрещена реклама запрещенных к производству и реализации товаров, запрещенных видов деятельности, порнографических материалов, направленная на торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг, гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, астрологов, колдунов, прорицателей, услуг по обучению такой деятельности.

Другие ограничения и запреты, равно как требования к отдельным специфическим видам рекламы и рекламе отдельных групп товаров, преимущественно содержатся в законе «О рекламе» и нормативных актах, которые были упомянуты выше.

Что такое рекламная игра?

Это деятельность организаций или предпринимателей, которая стимулирует реализацию товаров и обеспечивает розыгрыш выигрышей между участниками игры. При этом запрещено стимулировать рекламными играми продажу азартных игр, алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий и лекарственных средств. 

Все ли рекламные розыгрыши призов являются рекламными играми?

Нет, не все.

Не являются рекламными играми:

  • рекламные акции, в которых все участники, выполнившие условия, получают одинаковые подарки;
  • лотереи (для проведения лотерей существует отдельное регулирование);
  • займы, вклады и ценные бумаги, условием дополнительных выплат по которым является определение победителей случайным розыгрышем;
  • конкурсы, для участия в которых не требуется заказа, покупки или использования товаров, в том числе проводимые в интернете на сайтах с бесплатным бездоговорным доступом.

Какие требования предъявляются к рекламной игре?

Рекламные игры подлежат регистрации в Министерстве торговли. Правила проведения рекламных игр должны быть опубликованы до начала рекламной игры в печатном средстве массовой информации, и публикация возможна только после уже произведенной регистрации.

Все ли рекламные акции подлежат регистрации?

Нет, только рекламные игры. Соответственно, если вы проводите рекламную акцию, в рамках которой  все участники получают одинаковые подарки, или если вы планируется провести конкурс, для участия в котором не нужно приобретать или использовать тот или иной товар, эта рекламная акция регистрации в Министерстве торговли не подлежит.

Можно ли проводить рекламную игру на сайтах компаний или в соцсетях?

Теоретически, это возможно, но требования к рекламным играм содержат столько условий выхода в «оффлайн», что на практике, речь будет идти скорее о популяризации, а не о проведении игры в интернете. Например, как уже было сказано выше, для проведения рекламной игры необходимо опубликовать её правила в печатном средстве массовой информации, соответственно, публикацией в интернете ограничиться не получится. Розыгрыш призового фонда должен проводиться открыто, с возможностью присутствия участников игры, и при проведении розыгрыша призового фонда рекламной игры запрещено использовать  программные, программно-аппаратные и аппаратные средства – всё это значит, что организаторам и участникам и на этой стадии рекламной игры придется выйти из интернета в «оффлайн», иначе игра пройдет с нарушениями.  Другими словами, рекламная игра предполагает выполнение  целого ряда обязательных формальностей вне интернете (регистрация игры, публикация правил в печатной прессе, проведение очного розыгрыша) .

А рекламную акцию, которая не является рекламной игрой?

Можно.

Можно ли совместить рекламную акцию с продажей товаров в интернете?

Розничная торговля в интернете возможна только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь, владельцем которого является Министерство торговли, и с использованием полученного в установленном порядке доменного имени. Для размещения информации о товарах можно использовать и другие ресурсы интернета, но только при наличии в информации гиперссылки на зарегистрированный в Торговом реестре интернет-магазин.

Соответственно, пространство для рекламы в интернете гораздо шире, чем пространство для розничной торговли, и совместить эти виды деятельности можно только при условии, что торговля происходит по описанным выше правилам.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил рекламы в интернете?

За нарушение общих положений законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин для граждан, от 10 до 40 базовых величин - для предпринимателей, и от 20 до 50 базовых величин – для организаций.

За проведение рекламной игры с нарушением законодательства административная ответственность составляет от 10 до 200 базовых величин для предпринимателей, и от 20 до 500 базовых величин - для организаций.

 

 

Оригинал статьи "Как рекламироваться и разыгрывать призы в Интернете, чтобы ничего не нарушить" размещен на портале www.probusiness.by.

 

Статья подготовлена руководителем практики "Реклама"  АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры" Екатериной Забелло

Екатерина Забелло, рукоаовдитель практикаи Реклама АБ

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с сопровождением рекламных компаний и организацией и проведением рекламных игр.

По всем вопросам обращайтесь к партнеру Екатерине Забелло (ekaterina.zabello@vmp.by