Главная > Публикации > Иностранная безвозмездная помощь vs спонсорская помощь: различия в налогообложении
01 июля 2022г.

Иностранная безвозмездная помощь vs спонсорская помощь: различия в налогообложении

Для получателей средств, передаваемых в виде безвозмездной помощи, с практической стороны не имеет значения, получены ли они от беларусского или иностранного спонсора. Обычно получателями таких средств являются некоммерческие и бюджетные организации, которые направляют полученные средства на те или иные социальные цели (адресная социальная помощь, финансирование благотворительных программ, создание новых объектов социального и культурного назначения и т.д.). 

В то же время, законодательство совершенно по-разному регулирует возможность и порядок получения спонсорских средств в зависимости от источника их выплаты (иностранный или беларусский).

Иностранная безвозмездная помощь может быть получена от иностранных жертвователей в соответствии с процедурами, определенными Декретом Президента № 3 от 25 мая 2020 года «Об иностранной безвозмездной помощи» на цели, указанные в Декрете № 3. Если цель использования средств в Декрете № 3 не указана, получателю необходимо будет согласовать такую цель в Межведомственной комиссии по вопросам использования иностранной безвозмездной помощи.

Основное правило: если помощь получена

  • организациями или индивидуальными предпринимателями, или
  • гражданами, которые хотят получить освобождение от уплаты подоходного налога,

средства не могут использоваться получателями до момента регистрации иностранной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Использование средств до получения удостоверения о регистрации прямо запрещено.

Спонсорская помощь может быть получена от беларусских организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с процедурами, определенными Указом Президента № 300 от 1 июля 2005 года на цели, перечисленные в Указе. Нужно отметить, что перечень целей не совпадает с перечнем, определенным для иностранной помощи. Ещё одно отличие от иностранной помощи: если для получения иностранной помощи на цели, прямо не указанные в Декрете № 3, нужно получить согласие Межведомственной комиссии по вопросам использования иностранной безвозмездной помощи, то для получения спонсорской помощи на цели, прямо не указанные в Указе № 300, нужно получить решение или согласие Президента. Наконец, в отличие от иностранной помощи, спонсорскую помощь нигде не нужно регистрировать, достаточно заключить договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи между спонсором и получателем (примерная форма такого договора утверждена Советом Министров).

Налогообложение иностранной безвозмездной помощи и спонсорской помощи: есть различия.

В соответствии с пунктом 4.2. статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) в состав внереализационных доходов бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством, не включаются безвозмездно полученные товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, при условии использования полученного по целевому назначению.

На первый взгляд, такая формулировка должна была бы исключить из объекта обложения налогом на прибыль как иностранную безвозмездную помощь, так и спонсорскую помощь, однако это не так. Дело в том, что для иностранной безвозмездной помощи процедура освобождения от налогов предусмотрена самим Декретом № 3, который устанавливает, что решение об освобождении помощи от налогов принимается либо Управлением делами Президента (при получении помощи на цели, прямо предусмотренные Декретом № 3), либо Межведомственной комиссией по вопросам использования иностранной безвозмездной помощи (в иных случаях). Если получатель помощи не обратился за освобождением от налогов, или если получателю помощи отказали в запрошенном освобождении, несмотря на положения Налогового кодекса, полученные средства будут являться объектом обложения налогом на прибыль.

Таким образом, на практике получение помощи от иностранных спонсоров может быть более затруднительным и финансово обременительным, чем получение помощи из беларусских источников: во-первых, по причине её обязательной регистрации, во-вторых, по причине различий в налогообложении полученных средств.

 

Мы будем рады проконсультировать Вас по вопросам оказания иностранной безвозмездной и/или спонсорской помощи и предоставить любую дополнительную информацию.

По всем вопросам связывайтесь с автором статьи, партнером Екатериной Забелло.