Обязан ли наниматель уведомлять работника о праве на досрочный выход на пенсию?
Вопрос:
Работник обратился с заявлением к нанимателю, где он просит выплатить ему возмещение морального вреда за нарушение нанимателем обязанности уведомить работника о праве на досрочный выход на пенсию. Обязан ли был наниматель осуществлять такое уведомление?
Ответ:
До августа 2019 г. у работодателей была обязанность по ежегодному составлению списков будущих пенсионеров, а также по уведомлению работника за месяц о приближающемся праве на пенсию (п. 29, 31 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении). Вся имеющаяся суд практика основана на том, что наниматель обязан уведомить, а следовательно, он виновен в несвоевременном оформлении пенсии, но она основана на старых нормах. Взыскивают сумму неполученной пенсии.
«Доводы ответчика о том, что с письменным заявлением о назначении пенсии к нанимателю до 12 июля 2018 г. П. не обращался, следовательно, не выражал своего намерения воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию, а значит, у нанимателя ранее не возникало обязанности подготовить документы для назначения ему пенсии, не основаны на законе.
Обязанность известить работника о возникновении у него права на пенсию законом возложена на работодателя, однако указанную обязанность ответчик не исполнил, что не отрицал в судебном заседании».
На данный момент:
Процедура выхода на пенсию инициируется работником. После получения заявления согласно ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства заявителя. Работодатель вправе отказать работнику, обратившемуся за назначением пенсии, с указанием в письменной форме причин отказа.
Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством (ст. 76 Закона о пенсионном обеспечении).
Таким образом, необходимо рассмотреть 2 ситуации:
- работник не подал заявление.
Если работник не подал заявление, то у работодателя не возникла обязанность по сбору документов и направлению их в пенсионный орган.
- работник получил отказ работодателя или работодатель не выполнил свои обязанности после получения заявления работника о назначении пенсии.
В такой ситуации работодатель несет материальную ответственность. Как правило, сумма ущерба составляет сумму неполученной за соответствующий период пенсии.
Учитывая отсутствие на 06.11.2022 года обязанности нанимателя уведомить работника о предстоящем приобретении права на пенсию, то оснований для признания факта несвоевременного оформления нанимателем документов для назначения пенсии, если работник не подавал заявление о назначении пенсии, не усматривается.