Главная > Публикации > Правовое регулирование создания и деятельности коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь
24 января 2017г.

Правовое регулирование создания и деятельности коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь

По состоянию на январь  2017 г.

Создание коммерческих организаций

Виды коммерческих организаций

Регулирование создания и функционирования коммерческих организаций  осуществляется на основе следующих  актов законодательства: Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Гражданский кодекс), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции от 10.05.2010 г. с последующими изменениями и дополнениями, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1.

Иностранные инвесторы вправе создавать в Беларуси коммерческие организации с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а именно в форме:

  • унитарного предприятия (УП),
  • общества с ограниченной ответственностью (ООО),
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО),
  • акционерного общества (АО): закрытого акционерного общества (ЗАО) или открытого акционерного общества (ОАО).

Следует отметить такую организационно-правовую форму как унитарное предприятие. Это особая форма юридического лица, присущая законодательству Республики Беларусь.  В отличие от иных форм юридических лиц (далее именуемых в совокупности и в частности «хозяйственными обществами») унитарное предприятие не является собственником находящегося на его балансе имущества. Все имущество любого унитарного предприятия является собственностью его учредителя и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

За исключением унитарного предприятия, все коммерческие организации могут создаваться как с одним участником, так и с несколькими.

Государственная регистрация коммерческих организаций

Коммерческая организация приобретает права юридического лица с даты ее государственной регистрации.

С 01.02.2009 г. в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации коммерческих организаций (за исключением регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). Государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в день подачи всех необходимых документов. Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдаётся не позднее рабочего дня, следующего за днём подачи документов для государственной регистрации.

По общему правилу органами, осуществляющими государственную регистрацию коммерческих организаций, являются областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. Такие организации как банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, организации, находящихся на территории свободных экономических зон или на территории Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень", подлежат регистрации в специально уполномоченных государственных органах и организациях.

Особенности участия в хозяйственных обществах  юридических и физических лиц

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть как негосударственные образования, так и юридические лица, основанные на государственной собственности.

Государственному унитарному предприятию для его участия в хозяйственном обществе  необходимо будет получить решение (согласие) министерства, государственного комитета или иного государственного органа, в ведении которого оно находится. Кроме того, в зависимости от стоимости и вида имущества, планируемого к внесению в уставный фонд хозяйственного общества государственным предприятием, подчиненности такого предприятия, может потребоваться согласование внесения имущества в уставный фонд с иными государственными органами. Так, если государственное предприятие в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества  планирует вносить здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, то для этого оно должно будет получить согласие соответствующего органа государственного управления и Государственного комитета по имуществу или Совета Министров Республики Беларусь (для республиканской собственности) или соответствующего органа местной власти (для коммунальной собственности). 

Имея дело с государственным предприятием как партнером, следует иметь в виду возможность его последующей приватизации. Однако никаких законодательных ограничений для участия в хозяйственном обществе государственных предприятий в связи с процессом их приватизации не установлено.

Участниками хозяйственного общества  с белорусской стороны могут быть не только юридические, но и физические лица. Отметим, что по законодательству Республики Беларусь не допускается занятие предпринимательской деятельностью (в том числе в форме участия в хозяйственных обществах) служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, судов, руководителей, их заместителей и главных специалистов государственных предприятий, учреждений и организаций.

Иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

Ограничения в осуществлении инвестиций и участия в коммерческих организациях

Не допускается осуществление инвестиций в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательством Республики Беларусь также установлены ограничения для участия в коммерческой организации в отношении определенных физических и юридических лиц.

Например, учредителем коммерческой организации не может быть лицо, которое на дату государственной регистрации:

  • является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
  • является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • являлось собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее года;
  • являлось собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее трех лет.

Так же, следует отметить, что хозяйственное общество с одним участником не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации определяется организационно-правовой формой созданной коммерческой организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Вместе с тем, Гражданским Кодексом установлен случай, когда возложение ответственности не зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации:

- если экономическая несостоятельность (банкротство) организации вызвана учредителями (участниками), собственником имущества организации или другими лицами, в том числе руководителем организации, которые имеют право давать обязательные для этой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Уставный фонд коммерческой организации

Минимальный размер уставного фонда коммерческой организации зависит от организационно-правовой формы:

  • для ОАО – примерно 4 435 евро (400 базовых величин, что составляет 9 200 белорусских рублей);
  • для ЗАО – примерно 1110 евро (100 базовых величин, что составляет 2 300 белорусских рублей);
  • для ООО, ОДО и УП  - законодательством не установлен, определяется уставом.  

Уставный фонд коммерческой организации объявляется в белорусских рублях и формируется в течение 1 года с даты государственной регистрации коммерческой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.

При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.

Вклады в уставный фонд коммерческой организаций могут быть внесены в денежной и/или неденежной форме.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации подлежат оценке, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13.10.2006 г. № 615, а также экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов, проводимой в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (Постановление № 173 от 10.02.2011 г.). В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.

Имущество, ввозимое участником для формирования уставного фонда коммерческой организации, по общему правилу не освобождается от уплаты таможенной пошлины и облагается налогом на добавленную стоимость. Однако, при соблюдении определенных условий возможен льготный ввоз определенных законодательством товаров в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин. Такими условиями, в том числе, являются:

  • нахождение коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности Республики Беларусь;
  • осуществление хозяйственной деятельности в таком же населенном пункте, нахождение в таком населенном пункте основных средств и работников коммерческой организации;
  • осуществление хозяйственной деятельности, которая подпадает под понятие «собственное производство товаров (работ, услуг)», что подтверждается специальным сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой.
 

Валютное регулирование в Республике Беларусь

Основу валютного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 г. Все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь являются резидентами Республики Беларусь с точки зрения валютного законодательства. Термин “резидент” обозначает любое физическое лицо независимо от национальной принадлежности, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, а также юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Беларусь.

Общее правило, касающееся резидентов: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.

В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными Национальным банком Республики Беларусь (постановление Правления от 30.04.2004 г. № 72 с последующими изменениями и дополнениями), все расчеты в безналичном порядке между резидентами и нерезидентами могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. Поэтому, если клиентами коммерческой организации будут резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях, если же клиентами коммерческой организации будут нерезиденты, то расчеты будут производиться в основном в иностранной валюте, хотя возможно использование и белорусских рублей.

Валютный счет коммерческих организации

Организация, зарегистрированная в Беларуси, будучи резидентом, обязана хранить свои валютные средства в банке, который имеет лицензию Национального банка на осуществление операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь (уполномоченный банк).

Для белорусских организаций никаких ограничений по открытию валютных счетов в местных банках не установлено. Для открытия текущего (расчетного) счета коммерческая организация должна представить в банк ряд документов, в том числе документы, подтверждающие её регистрацию в качестве юридического лица.

Покупка валюты

Коммерческие организации могут приобретать иностранную валюту (для целевого использования) как через уполномоченные банки на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», так  на внебиржевом валютном рынке. 

Обязательная продажа валюты

Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2006 г. № 452 «Об обязательной продаже валюты» и Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» предусмотрена обязательная продажа 30 % иностранной валюты, поступившей по сделкам, предусматривающим на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг. Обязательная продажа осуществляется не позднее 7 рабочих дней со дня поступления соответствующих валютных средств. Виды иностранных валют, подлежащих обязательной продаже, устанавливаются Национальным Банком Республики Беларусь.

Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, поступившая в качестве вклада в уставные фонды коммерческих организаций, поскольку такая сделка не относится к сделкам, требующим обязательной продажи валюты.

Перевод прибыли

Закон «Об инвестициях» гарантирует иностранным инвесторам беспрепятственный перевод прибыли (дохода) за пределы Республики Беларусь, полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, после уплаты инвестором налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Дивиденды, полученные иностранными инвесторами от участия в белорусских организациях, облагаются налогом на доходы иностранных организаций по ставке 12 % или подоходным налогом по ставке 13 %, если иное не установлено в международных соглашениях. Налог удерживается у источника выплаты дивидендов.

Общая система налогообложения в Республике Беларусь

В Налоговом кодексе Республике Беларусь (Особенная часть) при общей системе налогообложения, установлены следующие ставки налогов, подлежащие уплате организациями, и следующие объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Ставка налога - 20% и в некоторых случаях – 0%; 10%; 9,09%; 16,67% или 25%.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения данным налогом признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусским организациям.

Ставка налога - 18%.

Ставка налога по дивидендам и приравненных к ним доходам – 12%.

Акцизный налог

Акцизы установлены на спирт; алкогольную продукцию; непищевую спиртосодержащую продукцию в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

  • в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
  • в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Платежи за землю

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Ставки арендных платежей, взимаемых вместо земельного налога, определены Указом Президента Республики Беларусь № 101 от 01.03.2010 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» с последующими изменениями и дополнениями.

Налог на недвижимость

Ставка налога – 1 % в год, а по некоторым объектам сверхнормативного незавершенного строительства – 2 % в год. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, в том числе незавершенных строительств, являющихся собственностью или находящихся во владении коммерческой организации.

Обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы коммерческой организации:

Согласно Закону Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социального страхования населения Республики Беларусь" обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения составляют 34 %.

 

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций

Гарантии перевода денежных средств иностранных инвесторов

Согласно Закону «Об инвестициях» после уплаты установленных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

  • денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
  • денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
  • денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Гарантии от принудительного отчуждения

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь по мотивам общественной необходимости со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или в иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

 

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by) или адвокатом Натальей Талай (natalia.talai@vmp.by).  

 

Все права защищены. Тиражирование части или всего текста без получения на то разрешения авторов строго запрещено. В случае использования текста в качестве цитаты, ссылка на автора обязательна.

 

© АБ "ВМП Власова, Михель и Партнеры"

 

 


 [1] С 01.01.2017 г. одна базовая величина составляет 23 белорусских рубля (11,7$ или 11,2 €).